Вечерние известия Всероссийского ЦИК советов Рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов и Московского совета рабочих и красноармейских депутатов
Вечерние известия Всероссийского ЦИК советов Рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов и Московского совета рабочих и красноармейских депутатов
№ 109, 1918
На темы дня. Обывательское мышление
В номере, вышедшем поздней осенью 1918 года, приводится пример слухов о скором бегстве большевистского правительства ввиду приближения войск Антанты: якобы некая «телефонная барышня» подслушала разговор Ленина и Зиновьева. Автор заметки возражает: «большевики никогда не были столь уверены в своей победе...».
В то время, как русские советские войска возвращают Псков, Гомель и Белгород, когда на Украине торжествует народное восстание и прибалтийские области готовятся окончательно изгнать своих баронов, обыватель по-прежнему продолжает ждать скорого падении большевиков. По городу ходят самые фантастические, самые невероятные слухи. Передают, что телефонной барышне удалось подслушать разговор Ленина и Зиновьева, такого приблизительно характера:
« - Ну что, Владимир Ильич, как у тебя в Москве? Правда ли, что английские канонерки с Москвы-реки обстреливают Кремль? Что касается Петербурга, то, хотя союзников еще не видно, но мы уже укладываем чемоданы и готовимся к своевременному исчезновению».
« - Канонерок нет. Стрельбы тоже нет. Но на Черном море появился английский флот и поэтому я отдал спешный приказ об укладке сундуков».
« - Но когда же нам ехать? Как бы не опоздать!».
« - Волноваться Григорий, нечего: уехать поспеем. Я думаю ехать в среду».
« - В среду? Ну хорошо! В среду я тоже выезжаю».
Этот рассказ не выдумка досужего фельетониста, он действительно распространяется по городу стоустой молвой. Мне пришлось почти присутствовать при зарождении и развитии этой легенды. Автору этих строк его передал добрый знакомый, причисляющий себя к интеллигенции (бывший присяжный поверенный, а ныне правозаступник!), весь радостный и восторженный. Его ночью разбудил приятель, которому только что сообщила телефонистка, подслушавшая этот разговор. Это было вчера. Все мои попытки разуверить его и доказывать, что большевики никогда не были столь уверены в своей победе, как теперь, разбились об восторженное настроение. Он просил и умолял меня обождать до среды. Сегодня среда, я не знаю, продолжает ли он сиять по-прежнему или успех советских войск на Юге, Западе и Севере омрачили несколько его настроение.
Тот же разговор передают с некоторым вариантом. Беседовал Ленин не с Зиновьевым, а с Троцким. Дело было на тайном заседании ЦИК Троцкий стоял за немедленное бегство, Ленин возражал и доказывал, что Троцкий контрреволюционер. ЦИК, после долгих колебаний, большинством 4 голосов согласился с Лениным и бегство отложил. Вообще, добавляют рассказчики, между Лениным и Троцким огромные разногласия и Троцкий готовится к вооруженному восстанию против Ленина.
Эх, обыватель, обыватель! Когда ты будешь думать тем местом, которым обыкновенно принято думать и перестанешь употреблять для этого неподходящие части тела?
Когда?
Н. Н.