Вестник верховного управления Северной области
Вестник Верховного управления Северной области
№ 14 от 27.08.1918
Речь Бальфура
Архангельская газета, издававшаяся «под крылом» правительства Чайковского и британских союзнических сил, представляет речь в Палате общин, произнесенную Министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром. Достаточно подробно освещается положение на фронтах Первой мировой с точки зрения Англии.
В пространной речи в Палате общин, произнесенной по поводу прений о «Лиге народов», министр иностранных дел Бальфур коснулся положения на восточном фронте, где сейчас можно наблюдать, как Германия проводит в жизнь свои теории с севера Финляндии дл берегов Черного моря.
Финляндия находится в рабстве у Германии, которая диктует ей форму управления, которой она должна подчиняться. Она отнимает у нее медь и другие богатства, не давая ей в обмен жизненных припасов, а, напротив, насаждая в ней немецкие гарнизоны, вовлекая ее в войну и пользуясь ею, как орудием, при помощи которого она производит новые нападения на Россию и противится действиям тех сил, на которые Россия должна рассчитывать для своего возрождения.
Южнее находятся эстонцы, латыши, литовцы, поляки и украинцы. Непоколебимо и безжалостно Германия стремится всеми средствами, которыми она располагает ¾ силою оружия и договорами, навязанными при помощи штыков - подвергнуть эти национальности своему военному и экономическому господству. Она так твердо намерена оставить эти области под своим игом и переделать карту этой части Европы по своему желанию, что она позаботилась о том, чтобы изменить эту карту не в совпадении с национальными и этническими границами, а таким образом, что воздвигнутое ею здание разрушилось бы без ее поддержки. Оратор не может представить себе, чтобы державы согласия могли допустить такой мир, который без изменения оставил бы такое положение вещей.
Останавливаясь на разнице в приемах, применяемых Англией и Германией в занятых ими местностях, Бальфур указал, что Англия заняла часть Палестины, большую часть Месопотамии и немецкие колонии, но везде, где появились англичане, обеспечена личная и имущественная безопасность, торговля развилась и богатство увеличилось. Месопотамия производит больше хлеба, чем за много столетий. Палестина никогда так не процветала, как сейчас, и даже в немецких колониях заметно большое улучшение условий жизни.
Обратите взоры с Палестины и Месопотамии на Польшу и Бельгию. Эти страны немецкое войско обратило в пустыню; пустыней они и остались. Польша, Бельгия, Украина, все эти страны указывают, что значит немецкий мир, одна Германия должна процветать, все другие страны должны служить для ее целей. Один немецкий чиновник, которому жаловался румын на условия мира, ответил: «Вам следует посмотреть, какой мир мы намерены продиктовать Франции и Англии».
В том же заседании Палаты общин выступал Робертсон, член последнего либерального кабинета, который, будучи пацифистом всю свою жизнь, все-таки настаивал на том, что нельзя довольствоваться миром, который гарантировал бы «status quoante bellum», потому что Германия имела бы в таком случае возможность продолжать свою военную организацию, и необходимо силою принудить ее к сокращению вооружений, чего невозможно добиться путем переговоров. «Я категорически заявляю, - сказал Робертсон, - что никакой мир невозможен, пока германский милитаризм не будет сокрушен». (СИБ)