Эхо

Эхо

№ 42 от 24.04.1919

Эхо_1919_42_стр.2.jpg

Американцы о наших деньгах

Газета «Эхо», заявлявшая о себе как «беспартийная, демократическая», издавалась во Владивостоке – примечательно, что часть полос была на английском языке. В апрельской статье 1919 года «эхо» анализирует ситуацию с «засильем» бумажных денег в период революции и войны и последствиями сложившейся ситуации.

 

Под заглавием «Русские бумажные деньги», с соответствующими подзаголовками, напечатана в газете «The Evening Post» корреспонденция из Стокгольма. Эту корреспонденцию мы приводим полностью, так как, судя по другим источникам, взгляд в ней изложенный послужил ближайшей причиной для постановки вопроса о запрещении сделок на русские бумажные деньги в Америке и европейских государствах:

«Большевистский финансовый орган «Финансы и народное хозяйство», не отрицая важности вопросов денежного обращения и золотого запаса, обнаруживает исключительный интерес к экстраординарным темам, вроде «Эксплуатация графита на Мадагаскаре» и другим таким же плодам досужей фантазии, но до сих пор этот орган не потрудился опубликовать хотя бы приблизительно количество и сумму кредитных билетов, выпущенных в обращение комиссариатом финансов.

Под кредитными билетами подразумеваются бумажные денежные знаки, которые до войны обеспечивались золотым запасом и которые до сих пор продолжают печататься, по-видимому, под ответственность старого правительства. К прежним кредитным билетам следует присоединить еще относительно небольшое количество кредиток, выпущенных правительством Керенского летом 1917 года, хотя с технической стороны они не являются кредитными билетами в строгом смысле этого слова. Я опускаю другие кредитные знаки, выпущенные провинциями, областями, городами и, наконец, украинским и германским правительствами в бывших русских областях. Этих денег много и они слишком разнообразны.

При определении хотя бы приблизительной суммы бумажных денег, находящихся в обращении, необходимо, в первую очередь, познакомиться с основными их видами. Иностранцы обычно думают, что в России есть какие-то особые большевистские деньги, не попадающие за границу, и коренным образом отличающиеся от кредитных билетов, выпущенных при самодержавии и временных правительствах кн. Львова и Керенского. Иногда даже приходится слышать, что деньги, выпущенные царским и временными правительствами, могут быть обменены на золотой их паритет. Это ¾ ошибочное представление. На самом же деле, никакой внешней разницы между кредитными билетами, выпущенными при царях, временных правительствах и большевиках ¾ не существует. Разница только в видах, а не в сроках выпуска, поэтому совершенно невозможно определить ¾ при каком именно правительстве выпущены данные деньги.

В настоящее время в обращении находятся три основных вида бумажных денег, выпущенных центральными правительствами:

1.                Государственные кредитные билеты или «царские деньги», т.е. кредитки дореволюционных образцов, напечатанные при царских правительствах, а также при Львове и Керенском. Большевики до сих пор продолжают печатать их по старым штампам и клише или по новым, но в точности воспроизводящим старые образцы. Тем не менее все эти билеты называются «царскими деньгами». Высшее достоинство ¾ 500 рублей. Все пронумерованы.

2.                «Думские кредитные билеты» ¾ совершенно другого вида, напечатаны и выпущены при временных правительствах, как и «царские деньги», «думские кредитные билеты» не переставали печататься большевиками по старым клише или по новым, но в точности воспроизводящими старые образцы. Достоинство ¾ 250 и 1000 рублей. Все пронумерованы. Между прочим, царские правительства совсем не выпускали 250-рублевых кредитных билетов.

3.                Бумажные деньги весьма простого образца, выпущенные во время премьерства Керенского. Такие деньги никогда не печатались царскими правительствами и, я думаю, большевики тоже не печатали их. Эти деньги не пронумерованы.

Цена всех этих денег на внутреннем, так и на иностранном рынках, не зависит от срока их выпуска, а главным образом ¾ от их вида. Все царские деньги имеют одинаковую цену как дома, так и за границей, независимо от того, кем они были напечатаны ¾ царскими и временными правительствами или большевиками. Точно также думские деньги имеют одинаковую цену, независимо от того ¾ выпущены ли они временными правительствами или большевиками.

История размножения бумажных денег, в общих чертах, сводится к следующему: после Февральской революции и низложения царя первое временное правительство было вынуждено продолжать царскую финансовую политику в смысле все большего и большего печатания бумажных денег на покрытие административных и военных расходов. Вначале эти деньги печатались только на старом клише, украшенным царскими изображениями и портретами. Вскоре после революции правительство, по некоторым соображениям, выпустило бумажные деньги нового образца ¾ с видом здания Государственной Думы и с подписями новых должностных лиц. Это ¾ «думские деньги». Они были выпущены как равноценные царским деньгам и, в смысле обеспечений разменом на золото, были столь же хороши или столь же плохи и ??? принимались с одинаковой охотой.

Но затем, в связи с последующими событиями, массы начали отдавать заметное предпочтение «царским деньгам», поэтому «думские деньги», в конце концов, пошли на понижение как внутри страны, так и заграницей. В результате, в обращении оставались только «думские деньги», а «царские» припрятывались немедленно после их выпуска в обращение. Этим обстоятельством обусловилось разделение денег на лучшие и худшие, причем «худшие» оставались на рынке, и «лучшие» исчезли. Большие технические затруднения в деле выпуска новых бумажных денег только осложнили этот вопрос.

Необходимо принять во внимание, что царские и думские деньги печатались и печатаются большевиками со старых клише и с нумерацией, но по внешнему виду совершенно нельзя узнать, какие из них старые, какие ¾ новые, и какие являются повторением номеров, выпущенных низложенными правительствами. К тому же, новые выпуски старых денег содержат подпись-факсимиле прежнего управляющего Государственным банком, хотя этот управляющий был уволен, как только большевики стали у власти. Налицо, таким образом, имеется узаконенная подделка. Но так как, повторяю, деньги, выпускаемые большевиками, совершенно невозможно отличить от денег, выпущенных прежними правительствами, то они идут в одинаковой цене как дома, так и за границей.