Новый луч
Новый луч
Мирный договор
Петроградская меньшевистская газета «Новый луч» подробно анализирует суть и итоги «Брестского мира», приходя к выводу: «...при советском правительстве приятнее быть немецкой, чем русской акулой капитала...»
Подданные советской власти имеют, наконец, возможность ознакомиться с содержанием мирного договора, заключенного в Бресте. Впрочем, советская власть ни в какой степени не повинна в оповещении российской демократии об этих условиях. Текст мирного договора, розданный на съезде советов, в Москве, в правительственной прессе не был. Благодаря счастливой случайности мы имеем в своем распоряжении полный текст договора.
Мирный договор между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, ¾ с одной стороны и Россией ¾ с другой, состоит из 4-х частей. Первая часть обрисовывает общие положения, легшие в основу договора. 14 статей этой первой части, отпечатанной в выдержках, в свое время, мы приводить не будем.
Второй договор озаглавлен: германско-русский дополнительный договор к мирному договору, заключенному между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Россией ¾ с другой. Он состоит из 10 глав и 35 статей. Существенные статьи тут следующие. Статья 2-я устанавливает, что каждая договаривающаяся сторона возместит все убытки, которые в пределах ее территории были нанесены действиями органов власти или населением дипломатическим и консульским агентам другой стороны, зданиям посольств и консульств или их инвентарю.
Статья 3-я устанавливает, что заключенные до объявления войны между сторонами договоры, соглашения и конвенции вступают снова в законную силу после ратификации мирного договора. Поскольку эти договоры и т.д. были заключены на определенный срок, срок этот увеличивается на период состояния войны. Другими словами, торговый договор 1904 года, например, срок которого истекал в 1917 году, продолжает свое действие до 1921 года.
Согласно статье 6-ой, все ограничения прав подданных одной из сторон, вызванные военным временем, отменяются. То есть отменяются секвестры и конфискации предприятий немецких подданных, имевшие место во время войны. Статья 7-я устанавливает, что долговые отношения между частными лицами восстанавливаются и по всем частным долговым обязательствам, оплата которых не была произведена из-за начала войны, таковая производится. Денежные обязательства, в уплате которых было отказано в течение войны, должны быть оплачены не позже 6-ти месяцев после ратификации мирного договора. По ним должны быть уплачены проценты за все время войны с присоединением сюда 6-ти месяцев, из расчета 5% годовых. Никакие отсрочки (моратории) на указанные обязательства не распространяются.
Каждая договаривающаяся сторона немедленно после ратификации мирного договора возобновляет, согласно статье 8-й, уплату своих обязательств, в особенности процентов по государственным обязательствам, другими словами, эта статья вновь восстановляет наши внешние займы, но, правда, лишь немецкие, так как эта статья не применяется к тем бумагам, которые куплены немцами после подписания мирного договора. Таким образом, если союзники еще не успели сбыть немцам русские бумаги, то отменяются фактически наши внешние займы, заключенные только у французов и англичан. Если же англо-французские банки, предвидя возможность такого пункта в договоре, успели сбыть свои бумаги германцам, то российская демократия должна будет фактически платить, несмотря ни на какие декреты, по нашим внешним займам, ибо советская власть, конечно, будет строго блюсти свой договор с немцами из опасения возможных осложнений.
Статья 9-я гарантирует авторские права, права изобретателей, патенты, концессии и привилегии и указывает, что обладатель этих прав освобождается от сборов, причитающихся за время, когда он был лишен возможности ими пользоваться. Если же сборы были уплачены, то подлежат возвращению. Если государство получило, благодаря тому, что вышеупомянутыми правами пользовались третьи лица, доходы, превосходящие причитающиеся сборы, то излишек выплачивается обладателю права. То есть, если государство секвестровало предприятие, имевшее патент, то при всяких условиях убытки от того, что собственник этого патента не мог вести предприятия, возмещаются за счет русской казны. Или, если, например, акционер нефтяного предприятия не получал дивиденда во время войны от того, что он немецкий подданный, то, на основании этой статьи, он получает свою прибыль полностью, хотя бы предприятие было национализировано, взято под рабочий контроль или расстроено каким-нибудь другим образом. Мирный договор, как видим, не особенно считается с «коммунистической» политикой Совета народных комиссаров. И нужно сказать, что наши «господствующие классы» идут широко навстречу аппетитам «гиен германского капитала». Немцы, по свойственной им предусмотрительности, оговаривают, что указанные выше привилегии не могут быть объявлены недействительными раньше, чем через четыре года после ратификации договора. Вообще же, какие бы права по отношению к русским подданным или к российской республике ни имели германцы, срок погашения этих прав начинается лишь через год после ратификации мирного договора. Это постановление (статьи 10) имеет значение для бумаг, вышедших в тираж, возобновление купонных листов, процентных и дивидендных бумаг.
Статья 11-я указывает, что деньги и ценные бумаги, находящиеся в банках и тому подобных учреждениях, должны быть в течение трех месяцев после ратификации мирного договора предоставлены в распоряжение их собственников. Вместе с деньгами должны быть выданы проценты, считая 4 проц. годовых со времени внесения вклада. Ценные бумаги выдаются вместе с наросшими процентами и дивидендами. Германцы обеспечили свои сейфы, свои текущие счета, свое золото в сейфах. На них национализация банков, как мы видим, не распространяется. Статья 12-я обеспечивает права германцев на участки земли, разработку недр, а также права на пользование, или эксплуатацию участков земли, предприятия и т.п. Особо оговаривается, что все акции, принадлежавшие до войны немцам и перешедшие в другие руки, возвращаются немцам не позже года после ратификации мирного договора. Вместе с тем немцам возвращаются и все те доходы, которые ими не были дополучены из-за войны, и потери ими своих прав.
Статья 14-я устанавливает вознаграждение граждан противной стороны за ущерб, нанесенный им во время войны органами государства или населением актами насилия над жизнью, здоровьем и имуществом. То есть, немецкому правительству советская власть должна будет построить в Петрограде новое здание посольства, так как старое пришло в полную негодность из-за имевшего место в начале войны разгрома помещения. По свидетельству русских социалистов железобетонное здание, каковым является немецкое посольство, приходит в негодность, простоявши зиму без окон. Вместе с тем, согласно этой статье, за убытки, понесенные немцами, участникам предприятий также уплачивается; то есть, если будет установлено, что захват предприятия рабочими повлек за собой убытки для немцев, то русское правительство должно будет отвечать перед собственниками предприятий, но, конечно, только перед немцами, за убытки, вызванные действиями, которые в России носят название «коммунистических». Статья 16-я предписывает, что должны быть немедленно оплачены все предметы, забранные у граждан противной стороны. Неизвестно, входит ли сюда покрытие убытков, связанных с «разоблачением» немецких граждан на улицах Петрограда. Но, если даже за шубы и другие ночные трофеи советская власть платить не будет должна, то, во всяком случае, все реквизиции, за которые не платили царские казнокрады во время оккупации Галиции, теперь будут оплачены сполна.
Статья 17-я обязывает Россию допустить и поддерживать на своей территории германские комиссии, которым будет поручена забота о перевозке немецких военнопленных. Смысл этой статьи заключается, по-видимому, в праве посылать в Россию, именно, эти комиссии. Каковы будут функции комиссий сверх забот о военнопленных, покажет грозное будущее, навстречу которому идет наша страна. Ибо в каждом из перечисленных пунктов и во всех остальных имеется бесконечное количество поводов для непрерывного вмешательства в русские дела на том основании, что советская власть не выполняет де условий договора. Эта же статья обязывает каждую из сторон оплатить расходы по содержанию пленных. Один из советских финансистов исчисляет расходы, вызываемые статьей 17-ой, в несколько миллиардов рублей.
Статья 20-я обязывает советскую власть чтить и содержать в порядке находящиеся на ее территории могилы, как военных, так и других подданных противной стороны, умерших во время плена или высылки. К сожалению, русские рабочие, расстрелянные на улицах Петрограда в день открытия Учред. Собрания и похороненные на Преображенском кладбище, не немецкие, а русские подданные. Поэтому, вероятно, их память и их могилы советская власть и ее прислужники почитают лишь похабными статейками придворных писак, создателей похабного мира.
Статья 22-я особенно цинична. После того, как немцы по настоящей оценке взыскивают с советской власти все убытки их подданными, они по отношению к русским подданным, которые из аннексированных областей пожелали бы переехать в Россию, берут на себя весьма скромные обязательства. Так и написано: «возвращающиеся на родину должны получить умеренное вознаграждение за причиненный им во время войны … ущерб».
Статья 23-я предусматривает амнистию всем, понесшим наказание за совершенные в России немцами преступления.
Таким образом, мы должны будем освободить всех обвиняемых в шпионстве, а немцы вернут нам за это Азефа, Малиновского и других менее крупных провокаторов, которые, проживая за границей, помимо революционного предательства, подсобно работали в области международного военного шпионажа.
Статья 28-я устанавливает обязательство вернуть немцам все торговые суда, а также уплатить немецким пароходным компаниям в том случае, если этими пароходами пользовались для перевозок грузов. Суда потопленные, равно как и их грузы, которые были пущены ко дну в нейтральных водах, оплачиваются в полной их стоимости. Торговые суда, конфискованные и задержанные, подлежат возвращению. В виду того, что ценность денег очень упала, и мог бы возникнуть вопрос, как уплачивать, по стоимости довоенной или нет, статья 31-я прямо указывает, что за потопленное судно должна быть уплочена продажная сумма, которую оно имело в день ратификации договора.
Турецко-русский договор имеет несколько весьма любопытных дополнительных пунктов. Его 3-ья статья воспрещает разрушение подъездных путей и других железных дорог в местах, оккупированных ныне русскими, согласно договору, теперь русскими очищаемыми.
Статья 4-я указывает, что российская республика имеет право оставить на турецкой границе по одной дивизии на каждые 150 или более километров. Остальная армия демобилизуется и отправляется внутрь страны. Российская республика обязуется демобилизовать и распустить армянские отряды, состоящие из турецких и русских подданных, которые находятся на русской территории и в оккупированных турецких областях. Таким образом, хотя Ленин признает право нации на отделение, но если турецкие и русские армяне, чтобы добиться отделения от Турции, составят отряды для борьбы за свою независимость, советская красная армия вместе с турецкими башибузуками должна будет с ними сражаться. И может получиться такое положение, когда советская власть, имеющая свои счеты с кавказской демократией, будет завоевывать Кавказ в союзе с турецким правительством. Российская республика далее имеет право сосредоточивать в одном месте на своей границе или на Кавказе не больше одной дивизии. Это ограничение действует впредь до заключения всеобщего мира. Но, если таковая концентрация войск оказалась бы необходимой в интересах внутренней безопасности (читай, борьбы с армянами или кавказским сеймом, отказывающимся отдать туркам Батум, Карс и Ардаган), то советская власть может, предупредивши Германию и Австрию и остальных, нарушить это постановление, если ей позволят. Наоборот, Турция оставляет свою армию на военном положении, и после того, как русские войска будут демобилизованы или разбегутся, Турция получает, понятно, свободные руки.
К мирному договору между брестскими львами и австро-германскими империалистами имеются четыре приложения, нормирующие будущие экономическим отношения между договаривающимися странами. Относительно экономических отношений между Германией и Россией устанавливается следующее соглашение ¾ Германо-русский торговый договор 1894¾1904 гг. не вступает больше в действие.
Статья 2-я этого приложения изложена так, что даже после того, как Россия по договору и получит право расторгнуть его, он все же будет действовать еще 3 года. Германия для себя требует от России предоставления ей всех тех преимуществ, которые Россия предоставляет каким-нибудь другим странам в области внешней торговли. Но Германия обязывает Россию не заявлять никаких притязаний на преимущества, которые Германия предоставит Австро-Венгрии или какой-нибудь другой стране, связанной с ней таможенным союзом. Это значит, что Россия не имеет права требовать, чтобы австрийский и русский хлеб одинаково облагался при ввозе в Германию. Если Россия будет облагать промышленные произведения, ввозимые к ней, то и для Англии, и для Франции, и для Германии и т.д. таможенные пошлины должны быть одинаковы. Наоборот, русский хлеб, ввозимый в Германию, может быть облагаем много выше, чем австрийский.
Статья 4-я самого германского договора прямо отменяет всякие попытки национализации предприятий, принадлежащих германцам.
Статья 12-я обеспечивает за германскими купцами право спекуляции, то есть, конечно, спекуляции в большевистском смысле этого слова. Эта статья гарантирует германцам свободу торгово-промышленной деятельности, которая уничтожена или предположена к уничтожению большевистской властью. Более подробно на этих, специально экономических, статьях договора останавливаться нет нужды.
Общее впечатление от договора таково, что при советском правительстве приятнее быть немецкой, чем русской акулой капитала.