Трудовая газета, № 2507 от 26.08.1917

Трудовая газета, № 2507 от 26.08.1917

Трудовая газета, № 2507 от 26.08.1917

Новая угроза

Анализ событий в Прибалтике после утраты Риги, захваченной германцами 21 августа 1917 года

Новая угроза

Давно желанная мечта фельдмаршала Гинденбурга нанести России удар со стороны Петрограда начинает получать в настоящие августовские дни реальное осуществление. Оставление нами рижского района является первым важнейшим этапом по вышеуказанному пути германского полководца. В распоряжение фельдмаршала Гинденбурга отдан важнейший пункт, который этим самым потерял для нас всякое значение, тем более, что в Рижском заливе были сосредоточены большие силы нашего балтийского флота, прикрывавшие дальние морские подступы к нашей северной столице.

Прорыв противником наших войск на реке Двине, между Ригой и Фридрихштадтом, уже не вызывает особенного интереса, так как все внимание страны сосредоточено сейчас не на рижском районе, а на глубоких тыловых путях последнего, где, в сущности, и развивается сейчас неотступное преследование германскими дивизиями расстроенных масс наших солдат, не так давно еще сражавшихся, а теперь неудержимым потоком устремившихся по псковскому шоссе, по дороге на Бидер–Мельбург.

Наступление переправившихся у Икскюля германских частей развивается в северном направлении к Мельбурну, Вальденроде и Роденбаху, наперерез нашим частям, постепенно отходящим от Риги в восточном направлении. Между Вальденроде и берегом Рижского залива расстояние не превышает сейчас одного перехода, – и по мере продвижения германских войск в северном направлении, небольшая полоса эта, через которую стремятся прорваться наши войска, лишь три дня тому назад сражавшиеся на олайских позициях, постепенно все суживается.

Чтобы усугубить положение нашей рижской армии, германцы направили одновременно морские силы в воды Рижского залива, откуда с немецких судов уже в течение семи дней производится обстрел в районе станции Гайнаш, к северу и югу от последней. Возможно, что здесь мы имеем дело с подготовкой противника к опасной для нас операции в целях выхода в районе узловых железнодорожных станций Мойзекюль, Валк и Вольмар, расположенных в нескольких переходах от берега и соединяющих в себе пути, отходящие на Ревель, Псков, Якобштадт и Ригу. Район указанных выше станций находится примерно на полпути между Ригой и Псковом, что, при вышеуказанном положении нашей армии, отходящей сейчас на станцию Вольмар, считается чрезвычайно серьезным.

В данном случае интерес ближайших операций сводится не к выяснению линии, на которой может остановиться отходящая от Риго-Икскюльского района наша армия, а к тому, в какой степени войска, прикрывающие восточное побережье Рижского залива, способны оказать сопротивление намерениям противника. Если последние осуществятся хотя бы даже в незначительной степени, это создает новую катастрофу в тылу рижского фронта, из района которого придется нам отходить уже прямо на восток по дороге к Пскову. Естественно, что положение Якобштадта, еще не тронутого боевыми действиями фронта, не может быть сохранено в настоящем его виде.