Утро России. № 18 от 18.01.1915

Утро России. № 18 от 18.01.1915

Война

На русском фронте.

(По телефону и телеграфу).

Дневник военного.

Восточная Пруссия и Карпаты.

Район Восточной Пруссии снова становится центром крупных событий. Официальные сообщения штаба Верховного главнокомандующего уже несколько дней подряд извещают о продвижении наших войск в районе Тильзита.

Как известно, наступление наших войск временно приостановилось у линии Мазурских озер, в связи с наступлением генерала Гинденбурга от Торна к реке Бзуре. То новое наступление, которое в настоящий момент началось, направлено значительно севернее этой оборонительной линии.

Если вспомнить, мазурская линия озер занимает по фронту всего лишь 75 верст. Между тем, как вся пограничная линия Восточной Пруссии занимает около 200 верст. Таким образом, остается около 125 верст промежутка, незанятого линией озер.

Наименьшая часть этого промежутка приходится к югу от линии Мазурских озер, но эта часть прикрыта Иоганнесбургскими лесами.

Однако, немцы протянули оборонительную линию Мазурских озер к скверу, присоединив к этой линии укрепленную позицию на реке Ангерап. Позиция эта занимает около 40 верст. Следовательно, с Мазурскими озерами Восточная Пруссия оказывается уже прикрытой на расстоянии 115 верст, а с Иоганнесбургскими лесами и больше.

Как видно из официальных сообщений, наступление наших войск идет и к северу от Тильзита и в промежутке между Тильзитом и Инстербургом, т. е. к югу от Тильзита.

Это двойное наступление, при помощи которого Тильзит сжимается с 2 концов, видимо, сильно беспокоит немцев. В официальных сообщениях указывается, что немцы вели атаку от Даркмена к северу. Это наступление, ведущее через занятый нами Сталупенен, имело, очевидно, целью нанести фланговый удар нашим войскам, наступающим в районе Тильзита. Однако, наступление немцев было быстро ликвидировано, вследствие этого для остановки нашего наступления был двинут гарнизон Кенигсберга.

В настоящее время идут еще упорные бои, которые, по-видимому, должны быть довольно продолжительны, и результат которых может иметь большое значение.

Бои, завязавшиеся в районе Тильзита, имеют значение не столько сами по себе, сколько по той роли, которую они играют в общей стратегической обстановке на нашем фронте.

Как мы уже видели, новое австро-немецкое наступление из пределов Венгрии получило благословение германского генерального штаба, главным образом, потому, что немцы надеялись этим наступлением отвлечь наши войска, занятые на Бзуре. Следовательно, задача наступления австро-немцев из Венгрии заключалась в том, чтобы таким путем достигнуть ослабления наших войск в районе Польши.

Между тем, как мы видим, это наступление нисколько не облегчило положения немцев в Польше, и они вместо ослабления наших войск почувствовали лишь новые удары в соседнем с Польшей районе.

Это является первым доказательством бесплодности задуманного австро-венграми наступления из пределов Венгрии Обращаясь далее непосредственно к этому наступлению, которое ведется нашим противником на Карпатских перевалах, мы видим, что официальные сообщения нашего штаба констатируют его безуспешность. Всюду наши войска встречают это наступление своим наступлением, вследствие чего завязываются, так называемые, встречные бон. И только на нашем крайнем крыле на перевале Беокид наши войска заняли оборонительные позиции, заранее подготовленные.

Общий характер наступления австрийцев почти такой же, каким он был при наступлении и в Сербии. Австрийцы наступают рядом отдельных колонн, через отдельные горные проходы. За отсутствием поперечных связующих дорог, между колоннами нет связи, каждая австрийская колонна предоставлена самой себе.

При таких условиях все сводится к боям отдельных колонн. В свою очередь каждая колонна, наступая, ведет обычные в горах обходы, которые здесь считаются особенно необходимыми для овладения неприятельскими позициями.

Такие бои требуют большой выносливости и стойкости войск, что, конечно, должно способствовать успеху именно наших войск. Сообщения штаба отметили за первые дни значительное количество пленных, число которых доходит до 60 офицеров и более 2000 нижних чинов.

Таким образом, перед нами уже налицо первые признаки неудачи новой австро-немецкой затеи и тех широких планов, которыми задавался немецкий генеральный штаб при этом наступлении. Конечно, после того, как все наступления австрийцев до сих пор автоматически терпели неудачи, можно было не сомневаться, что такая же участь постигнет и эту новую попытку, в задачи которой входило и освобождение Перемышля, и очень прозрачные намерения на счет Львова, и возвращение Восточной Галичины, одним словом, ряд весьма радужных перспектив, хотя и весьма несбыточных.

Теперь уже австро-немцы перестали говорить о том, что они собирались предпринять новый поход на Сербию. Слишком уже ясно было, что все эти слухи распускались с целью прикрыть истинные намерения австро-немцев, всецело направленные на наш фронт.

Ближайшие дни поэтому должны ознаменоваться рядом довольно значительных боев, которые должны внести изменения в несколько застывшее положение на восточном фронте.

К. Ш.