Правительственный вестник, 1915, 7 января, № 297
От штаба Верховного Главнокомандующего.
В течение 4-го и 5-го января на правом берегу Нижней Вислы на фронте от названной реки и до железной дороги Варшава—Млава наши части, войдя в различных пунктах в тесное соприкосновение с противником, имели с ним ряд мелких столкновений.
Более крупные боевые действия, носившие, однако, характер частных боев, имели место у д. Кокопки, где обстреливавшая наше расположение тяжелая артиллерия противника была приведена к молчанию огнем наших батарей, у Радзаново и Бежуня, впереди которых противник занимает укрепленные им позиции, а также у Добржина. У последнего пункта попытка противника перейти в наступление была остановлена нашим огнем, причем немцы, понеся большие потери, вынуждены были отступить.
Днем 4-го января неприятель обстреливал с позиций левого берега Вислы наше расположение у Вышегрода, но огонь наших батарей, направленный с фронта и фланга, заставил артиллерию противника замолчать. В течение 5-го января немцы сильно обстреливали занятое нами укрепление на левом берегу Бзуры и дер. Витновице.
На остальных фронтах нашего расположения без существенных перемен.
Преследование турецкой армии продолжается. В Зачорохском крае вытеснение противника идет успешно, и в течение 5-го января мы овладели селением Гидревоти и позициями на горе Султан Селим, нанеся неприятелю значительные потери.
Наши разведчики ночью на 5-е января, переправясь на поплавках через р. Равку в направлении на Скерневицы, скрытно расположились в оставленном немцами окопе. Появившийся около окопа немецкий дозор частью был перебит нашими разведчиками, а частью взят в плен. Наша артиллерия продолжает по-прежнему успешно обстреливать позиции немцев. 5-го января огнем нашей артиллерии произведен большой пожар в занятой немцами деревне Новый Двор, расположенной на левом берегу реки Равки близ шоссе Скерневицы-Рава, при этом, по-видимому, произошел взрыв, так как в горевшей деревне мгновенно поднялся громадный столб черного дыма.
В Австро-Венгрии
Военные обозреватели швейцарских газет полагают, что смена министра иностранных дел Австрии повлечет за собой усиление активных действий в Венгрии против русских и особенно на южном фронте против сербов.
В Вене в настоящее время находится не менее ста тысяч человек, бежавших из Галиции, все же в Австро-Венгрии их свыше миллиона. В столице Австрии разрастается эпидемия оспы.
В Германии.
Корреспондент газеты «Standart» сообщает, что в Германии принимаются чрезвычайные меры к тому, чтобы увеличить золотую наличность имперского банка. Каждый немец, хранящий у себя дома золото, считается плохим гражданином, не верящим в будущее величие своего отечества. Коммерсанты гор. Гюбена, близ Франкфурта, обходят дома, обменивая имеющееся у жителей золото на бумажные деньги, и собранные таким образом ценности доставляют имперскому банку. Подобные явления можно наблюдать по всей Германской империи. В Германии ощущается также недостаток бронзы для изготовления предметов снаряжения. Вследствие этого германские власти в Бельгии, в Антверпене, конфисковали большие бронзовые ворота, находящиеся при входе на центральную железнодорожную станцию, и отправили их в Германию.
Несколько дней тому назад германские власти в Бельгии отдали приказ конфисковать всю медь, которую удастся найти. В провинции в некоторых домах конфисковали даже медные соусники, распятия и чаши для окропления святой водой. В одной крупной фактории в Брюсселе немцам удалось конфисковать меди более, чем на 12. 000 фунтов стерлингов. Кроме того, для большей добычи меди немцы отдали в Германии приказ снять со всех телеграфных и электрических линий медную проволоку. Переустройство линий приказано начать на менее значительных магистралях. Электрическое освещение немцы стараются постепенно заменить ацетиленовым, так как запасы кальция-карбида у них еще значительны.
Телеграммы Петроградского Телегр. Агентства.
Боевые действия на западном фронте.
Опубликованное в Париже официальное сообщение от 5-го января, 11 час. вечера, гласит: «Вследствие взрыва артиллерийского склада, вызванного разрывом снаряда, была сожжена деревня Боассель, которую наши войска вследствие этого вынуждены были очистить. Утром, 5-го числа, после энергичной контр-атаки, мы вновь заняли ее. Неприятель обстрелял Сен-Поль близ Суассона. В Шампаньи германские летчики, появившиеся над нашими позициями, были обстреляны пушечным и пулеметным огнем. Два из германских аэропланов упали в нашем расположении, близ Бар-ле-Дюка. Аппараты получили лишь весьма незначительные повреждения, 4 летчика взяты в плен. В Аргоннах временами происходила ружейная и артиллерийская перестрелка.»
В печатаемом агентством Гаваса обзоре военных действий за время от 23-го декабря по 2-е января указывается, что «Главнейшими событиями являются: 1) распространение наших успехов на район реки Изер, где мы заняли широкий выход по ту сторону этой реки; 2) бои вокруг Суассона, где блестящим образом начатое наступление наше было заторможено разливом Эна, разрушившим три моста, что помешало подкреплениям остановить очень сильную атаку противника, принудившую нас отступить на 5 километров; 3) мы продвинулись вперед в районе Перта, где контр-атаки германцев не имели никакого успеха; 4) германские незадачи в Аргоннах; 5) наши дальнейшие успехи в Верхнем Эльзасе. По поводу боев при Суассоне, значение коих представляется чисто местным, необходимо отметить, что полный успех, который мы имели от 26-го до 28-го декабря, был остановлен 29-го декабря повышением уровня воды в Эне и разрушением мостов. Неприятелю, намеревавшемуся путем энергичных атак прижать нас к реке и отрезать, не удалось провести эту операцию. Все наши войска были отведены к тому месту, где разливом реки был уничтожен мост. Мы потеряли несколько орудий большого калибра, приведенных предварительно в негодность. Отступление было произведено в полном порядке. В ночь на 31-е декабря неприятель, понесший большие потери, не пытался нас беспокоить. 1-го января мы отразили энергичную атаку на Сен-Поль. В Аргоннах происходили бои. Необходимо в особенности отметить бой у Курт-шоссе, который начался ночью взрывом 8 мин под германскими траншеями. Итальянский легион и один французский батальон бросились в атаку. Итальянцы, сражавшиеся с большим воодушевлением, проникли на 600 метров за германское расположение и взяли в плен одну роту, трех офицеров, 12 унтер-офицеров, пулеметы и пушки. В этом деле был убит Константин Гарибальди. Неприятелю, однако, удалось путем контр-атаки отбить часть своих позиций. Итальянский легион этим делом вызвал общий восторг. От Аргонн до Верхнего Эльзаса мы безостановочно подвигаемся вперед в течение двух месяцев. На этом театре войны происходит в полном смысле слова осадная война. Линии траншей отстоят одна от другой на 30 метров. Неприятель повсюду отбрасываетсяи с потерями. Достигнутые в Верхнем Эльзасе блестящие результаты были бы еще значительно больше, если бы движениям войск не препятствовала дурная погода».
В опубликованном 5-го января сообщении британской главной квартиры указывается, что британские войска очистили наблюдательный пост Кэнши, так как дальнейшее занятие его сделалось невозможным, в виду неприятельского огня. Однако, пост этот германцами не занят. Британская артиллерия разрушила 31-го декабря важный в стратегическом отношении мост ниже Армантьера.
Действия французских авиаторов.
Французские авиаторы 5-го января утром отразили два германских аэроплана, сделавших нападение на Мондидье и Крепи-ан-Валуа.
В Австро-Венгрии.
В Копенгаген из Будапешта сообщают, что 8-го января призываются под знамена получившие военную подготовку ландштурмисты 1875 до 1881 гг.
В Италии.
Рим превратился в лагерь раненых. Больницы и приспособленные под больницы школы переполнены ранеными во время землетрясения. Гостиницы предоставили кровати для отведенных под больницы помещений. Так как в Риме не имеется больше мест для раненых, то последние распределяются между другими городами. Под председательством министра Саландры образован комитет по оказанию помощи пострадавшим. Итальянские города открыли подписку в пользу пострадавших. Выясненное до настоящего времени число убитых во время землетрясения превышает 33. 000 человек.