Утро России, № 247 от 09.09.1915
Последние дни Вильны.
МИНСК, IX, 7. Здесь получены следующие подробности о последних днях Вильны. Город приготовился ко всем случайностям. Опустели улицы, большинство гражданского населения выбралось заблаговременно.
Все русские поголовно покинули город. Осталась часть поляков и евреев. Среди последних исключительно беднота. Отделения больших фирм вывезли свои товары. Магазины закрыты. Опущены железные ставни. Некоторые окна заколочены деревянными щитами и просто досками.
До последнего дня продолжали торговать только мелкие лавочники, распродававшие всякую заваль. Печально смотрят колокольни церквей и костелов, лишенные колоколов. Снятие колоколов встретило протест со стороны религиозной части населения, особенно женщин. Пошли нелепые слухи. Население успокоилось, когда получило разъяснение, для чего увозят колокола.
В последние дни Вильна производила впечатление большого военного лагеря. Проходили воинские части и мотоциклетки носились во всех направлениях. Двигались обозы, уезжали госпитали и санитарные транспорты. В окнах некоторых домов виднелись тревожные лица обывателей, старавшихся по этому движению угадать, какой оборот приняла борьба за обладание городом. Полиция выехала из города недели две тому назад. Ее место заняла городская милиция. Милиционеров около 1, 500, из них треть евреев.
Управление железных дорог приняло все меры к тому, чтобы дать возможность желающим выехать заблаговременно. В последнее время обывательский багаж к отправке не принимался. Ограничено до минимума количество ручного багажа. Все беженцы, находившиеся в Вмльне, отправлены во внутренние губернии. Огромная работа выпала на долю железных дорог в деле эвакуации фабрик и заводов. Одним из первых был вывезен завод, изготовлявший предметы государственной обороны.
Отправлены в глубь России памятники императрице Екатерине II, генерал-губернатору Вильны Муравьеву и другие. Вывезли все медные, железные, стальные, цинковые и алюминиевые изделия.
По улицам расклеено обязательное постановление начальника двинского военного округа, в силу которого все учреждения и частные лица обязаны были сдавать имеющиеся у них запасы меди и медных вещей в порядке реквизиции особой комиссии, если эти учреждения и лица не увозят меди с собой. Телефон не работал, вся телефонная проволока снята; увезено все оборудование городской электрической станции. Город тонет во мраке. Огни зажигать запрещено было, чтобы не привлекать внимания цеппелинов и аэропланов. Днем неприятельские летчики появлялись ежедневно.