Новое время, 1914, № 13822
Новое время, 1914, № 13822, стр.4
Внешние известия. Освобождение Буковинской Руси.
В статье представлено известие о захвате Черновцов (возможность занять Буковину появилась благодаря победе у Львова и Галича). Черновцы во время Первой мировой войны несколько раз переходили из рук в руки, а вся территория Буковины становилась камнем преткновения в том числе и много лет спустя.
Внешние известия.
Освобождение Буковинской Руси.
Вчера только пришло известие о том, что Черновцы перешли в наши руки. Благодаря отступлению австрийских войск после блестящей победы нашей у Львова и Галича, нашими войсками без боя была занята целая провинция Австрии на востоке – княжество Буковинское. Главный город Буковины, Черновцы, находится всего на расстоянии одного перехода от нашей границы. Жители его были давно приготовлены к тому, что занятие города должно наступить со дня на день.
После решительной победы на левом берегу Днестра участь прикарпатских областей по правую сторону этой реки была решена. Поэтому черновицкий митрополит Владимир (Репта) с сонмом православного духовенства в полном облачении вместе с городским головой с торжественной процессией вышли навстречу русским войскам, приглашая их вступит в столицу Буковины.
Таким образом, почти без кровопролития была завоевана нами немалая провинция Австрии, которая венским правительством считалась самым крепким оплотом германизма на восточной периферии Габсбургской империи. В целях успешной германизации был в Черновцах еще в 1875 году устроен особый университет, где лекции читались на немецком языке, несмотря на то, что жители Буковины состоят поровну из Русских и Румын, а немецкие колонии составляют только незначительное число жителей.
Освобождение «Зеленой Руси», как буковинское русское население называет свою родину, не обошлось без тяжелых жертв со стороны местных русских людей. Австрийское правительство, предчувствуя, что Черновцы ни в коем случае не могут быть удержаны, уготовило жестокую расправу тем русским деятелям, которые последние десятки лет трудились над сохранением русского национального сознания в Буковинской Руси.
В виду того, что главные буковинские деятели, братья Геровские, еще до войны бежали из тюрьмы в Россию, гнев австрийских властей обрушился на ближайших сотрудников издававшейся в Черновцах русской газеты «Русская правда», переименованной в последние месяцы в «Народную Волю». Редактор этой газеты И. Ю. Цурканович, меткое перо которого не щадило особенно проделок местных «мазепинцев», был арестован сейчас же после бегства Геровских и по объявлении войны предан казни через расстреляние.
Такая же участь постигла и представителя местного русского неродного комитета священника Д. Д. Кисель-Киселевского. Этот пламенный проповедник ободрял своим живым словом буковинский русский народ в тяжелые последние годы, когда торжество мазепинцев, во главе с пресловутым депутатом Николаем Васильком, поддерживаемых австрийским правительством, лишало, казалось, Русских надежды на скорое избавление от немецкого ига. Вместе с ним расстрелян и судья Смеречинский и, по рассказам пленных буковинцев, несколько других местных русских людей.
О некоторых расстрелах упоминалось в румынской печати, и только теперь, после занятия Черновцов русскими войсками и введения русского управления в крае, станет возможным подсчет всех жертв, которыми австрийские власти сочли нужным ознаменовать свой уход из Буковины.
Среди буковинского русского населения сохранялись живые воспоминания о тех временах, когда Буковина находилась под владычеством России. Императрица Екатерина приказала своим войскам занять Буковину, находившуюся вместе с Молдавией во владении Турции, еще в 1768 году. До заключения Кучук-Канарджийского мира Буковина входила в состав русских владений. Она была уступлена Австрии в 1775 году в качестве вознаграждения за нейтралитет, который император Иосиф II сохранял в эту русско-турецкую войну. Прадеды буковинцев рассказывали внукам об этом кратком русском владычестве и из рода в род передавалась вера в то, что этот русский край не будет забыт своим русским прирожденным Государем и наступит когда-нибудь благоприятное время воссоединения «Зеленой Руси» с общей матерью Россией.
Это время, наконец, настало. Буковинская Русь вздохнет теперь от более чем столетнего ига, Черновицкий университет, если суждено будет ему остаться в этом городе, превратится в очаг русской культуры и всему раю постепенно будет возвращен тот облик, который он имел во времена князя Ярослава Осмомысла.
Буковина составляла часть Галицкого княжеского удела с самого начала русской государственности.
В XII веке русский князь Иванко Ростиславич, прозванный Берладником, объединил Буковину с Молдавией и устроил сильное русское княжество между р. Прутом и Карпатами. После захвата Галицкой Руси королем Казимиром южная часть Буковины стала населятся Румынами и четыреста лет находилась во владении молдавских государей, пользовавшихся при своем дворе русским языком, издававших грамоты кирилловской азбукой и признававших в церквах славянское богослужение.
Присоединив Буковину в 1775 г. к своим владениям, австрийское правительство произвело в этом крае целый ряд административных экспериментов. Так как в Буковине сохранилось православие, то она была сначала присоединена к Галиции в надежде на то, что в ней скоро привьется уния с Римом. Но когда, наоборот, православное влияние сказалось на прилегающих округах Галиции, то Буковина в 1849 году была выделена в особое «герцогство», каким оставалась до последних дней.
Так как население края состояло напополам из Русских и Румын, то национальным языком был признан язык, обоим народам чуждый, язык немецкий, и Буковина превращена в твердыню германизма.
Чтобы ослабить православную церковь, все церковные и монастырские имущества, представлявшие ценность до 300 миллионов были в 1863 г. правительством конфискованы и устроен особый «религиозный фонд», который находился в ведении венского министерства народного просвещения. На средства этого фонда был построен великолепный православный собор в Черновцах и роскошная митрополитская палата.
С присоединением Буковины под власть России кроме черновицкого архиепископа переходит и старообрядский митрополит в Белой Кринице. Отсюда были в продолжение больше столетия поставляемы старообрядческие епископы в Россию для староверов так называемого «австрийского согласия». Отныне название «австрийское согласие» сделалось анахронизмом и «филиповцы», как их официально называли в Австрии, станут опять русскими подданными.
Наконец, под русскую власть перейдет и часть Румын, населяющих южную часть Буковины. Они составят живой мост между Россией и Румынами трансильванскими.
Д. В-к.