Русское слово № 253 от 02.11.1914

Русское слово № 253 от 02.11.1914

Русское слово № 253 от 02.11.1914

Неудержимый натиск

 В статье подробно анализируются последние военные операции, особое внимание уделено военным действиям в районе Кракова

 

Неудержимый натиск.

Последние известия с нашего западного фронта свидетельствуют о том, что неудержимый натиск могучей русской армии неослабно продолжается. Под этим грозным напором враг вынужден отступать, сдавая нам даже сильно укрепленные позиции, превосходно подготовленные в инженерном отношении и защищаемые многочисленной тяжелой артиллерией. Важнее всего, с этой точки зрения, наше победоносное наступление в Западной Галиции, на путях к Кракову. После великой галицийской битвы, во второй половине сентября, преследование разбитой австрийской армии остановилось на реке Вислоке, где были обнаружены сильно укрепленные австрийские позиции по линии Пильзне – Ясло. Более месяца прошло со времени сентябрьского ухода наших войск из Западной Галиции, и это время австрийцы могли использовать для нового усиления вислокских позиций. Несмотря на это, 31-го октября, согласно донесению нашего штаба, наши войска заняли Тарнов, важнейший узел железнодорожных путей в Западной Галиции и опорный пункт австрийской обороны на реке Дунайце. Тарнов лежит уже в 30-ти верстах к западу от реки Вислоки, и, таким образом, наши войска в два дня овладели укрепленной линией этой реки. По сведениям, официально опубликованным в Вене, наши войска заняли также и город Ясло, крайний южный пункт вышеупомянутой укрепленной линии по реке Вислоке. Занятие Ясла и взятие Кросна, о чем наш штаб сообщал еще третьего дня, имеют большую важность в том отношении, что эти города командуют дорогами к знаменитому перевалу Дукла, проходящими по ущельям рр. Вислоки и Яселки. Перевал Дукла, по которому в 1849 году вторглась армия фельдмаршала Паскевича, усмирявшая венгерское восстание, в сентябре не был нами занят. Этот перевал самый низкий в Карпатах (всего 1.650 футов), и снег здесь выпадает позже, чем на более высоких перевалах Лесистых Карпат, лежащих далее к востоку.

Судя по сведениям, появившимся в нашей печати, австрийцы, в предвидении нашего наступления, сильно укрепили линию реки Рабы, правого притока Вислы, текущего в 30-ти верстах западнее Дунайца. В качестве одного из сильно укрепленных пунктов газеты называли город Бохию, в 32-х верстах от Кракова и в 38-ми верстах от Тарнова. Бохия, где находятся знаменитые копи каменной соли, прикрывает переправу через реку Рабу и железнодорожный мост на главной краковской магистрали. Таким образом, в Западной Галиции с 23-го октября, когда началось отступление австрийской армии от реки Санз, в одну неделю наши войска прошли с боем 1.05 верст и стоят уже на пороге краковского укрепления района. Что касается движения наших войск к Кракову с севера, то 31-го октября, согласно донесению нашего штаба, наша армия начала переправу через реку Шреняву, протекающую в 20-ти верстах от городской черты Кракова и в 12-ти верстах от первой линии краковских фортов. Не сегодня – завтра наши войска должны очутится уже под стрелами древней польской столицы. Австрийская армия оказывается не в силах помешать обложению Краковской крепости. Между тем, Краков является, так сказать, корнем всего дерева австро-германской обороны, последние ветви которого свешиваются над нашей границей в Сувалкской губернии. Что касается немцев, то в последние дни их отношения к австрийцам и, в частности, к обороне Кракова, резко изменились. В начале октября в Кракове было сосредоточено немало германских войск, и высшее руководство защитой этой крепости взял на себя германский генеральный штаб, откомандировав в Краков множество прусских офицеров. Теперь же, если верить известиям из Копенгагена и Христиании, все немецкие войска отозваны из Кракова, оборона которого всецело предоставлена самим австрийцам. Вполне возможно, что германцы, перепуганные безостановочным наступлением наших войск к границам Силезии и Познани, предпочли бросить союзников на произвол судьбы и сосредоточить все усилия на защите своей собственной территории. Будет ли эта защита организована, прежде всего, на линии Калиш – Ченстохов, –  остается сомнительным. Согласно донесению нашего штаба от 31-го октября, в районе Ченстохова немцы постепенно стягивали свои силы к границе. Имеется также известие, что ченстоховская полиция 31-го октября выехала из Варшавы к месту служения. По-видимому, в Варшаве рассчитывают на скорое освобождение Ченстохова. Что делается в последние дни под Калищем, – остается неизвестным. Севернее Калища, вежду Вислой и Вартой, т. е. в области Куявских озер, согласно донесению нашего штаба, происходили столкновения передовых частей. По-видимому, наступление на Влоцлавск, начатое немцами 30-го октября, оказалось пустой демонстрацией. По крайней мере, на северном конце атакованного немцами 30-го октября фронта Влоцлавск – Рыпин на другой день мы отбросили немцев. Таково положение дел в левобережной Польше, где нам удалось оттеснить неприятеля к самой границе.

В Восточной Пруссии наши войска настойчиво продвигаются в глубь страны. 31-го октября под Сольдау немцы потерпели поражение, причем, по официальным данным, наши войска взяли пять неприятельских гаубиц. Что касается наступления наших войск в области Мазурских озер и к северу от нее, то об успехах этого наступления новых сведений не получено. Несомненно только, что и тут наши войска продвигаются вперед, так как соответствующая фраза официального донесения едва ли может относится только к району Сольдау. Не лишне отметить несколько подробностей о последних боях к северу от Мазурских озер. Как оказывается, в бою около селений Каменка и Высокая при защите своих укрепленных позиций немцы понесли громадные потери, причем тысячи трупов остались на поле сражения. Немцы не выдержали штыкового боя и бежали, побросав оружие, амуницию и даже шинели. Но на этом наши войска не остановились. Перейдя на прусскую территорию, они геройским натиском прорвали центр неприятеля, двинулись на север и обрушились на левый немецкий фланг. Точно так же и немецкий правый фланг понес большой урон при наступлении наших войск к лыку. Помимо трофеев, здесь у немцев взяты и орудия.

На нашем турецком фронте событий крупного значения за последние дни не произошло. Однако, и здесь наши войска наступают. 29-го октября турки в третий раз атаковали наши позиции у Кеприкея, но были разбиты, причем их попытка обойти наш левый фланг потерпела такую же неудачу, как обход нашего правого фланга 26-го октября. Турецкая обходная колонна была обстреляна перекрестным огнем нашей артиллерии, разбита стремительной атакой нашей пехоты и бежала в полном беспорядке, преследуемая нашей конницей. 30-го октября бой продолжался, но уже, судя по сведениям газеты «Оризон», боевая линия в этот день отодвинулась по направлению к Эрзеруму. Быстрое наступление, во всяком случае, теперь едва ли возможно. Как оказывается, дороги занесены снегом, а мосты приходится устраивать самим. На границе Батумской области с Турцией незначительные стычки также более не возобновлялись. Стоит отметить сражение 27-го октября у Ханесурского перевала, на пути к Вану, в одном переходе к западу от города Дильмана. Согласно официальному донесению, здесь турки были атакованы нашими войсками и бежали, побросав убитых и раненых. О дальнейших столкновениях в ванском районе сведений не было.

 

В. Михайловский.