Речь. 1914, № 192 (2861) от 19 июля (1 авг),

Речь. 1914, № 192 (2861) от 19 июля (1 авг),

Речь. 1914, № 192 (2861) от 19 июля (1 авг), стр. 1

«Сплочение сил»

Кадетская «Речь» призывает правительство «снять оковы» с общества для наилучшего сплочения все сил в предстоящих военных действиях

Сплочение сил.

Сегодня в шесть часов утра сотни тысяч Иванов и Петров, под вой своих жен, пошли в соответствующие участки, чтобы стать под знамена.

Военное начальство знает, как с ними распорядится.

Непризванные же под знамена уже сегодня почувствовали самое реальное нарушение своих навыков, понесли серьезный ущерб.

В каждой обывательской ячейке ушел сын, брат, муж, работник, приказчик…

Таким образом, все народонаселение, если верить гр. Коновцеву, глубоко чуждое политике, встало лицом к лицу с фактом неизмеримого значения.

Когда в стране голод, эпидемии, можно, конечно, говорить о том, что «если бы да кабы», то не было бы такого распространения стихийных бедствий. Но раз беда наступила, раз неурожай охватил целые области, русское общество всегда забывало свои древние, исконные обиды и шло на помощь народу. Даже в самые мрачные годы реакции, во время голода 1892-93 гг. оно проявило громадную инициативу и даже организаторские способности.

Впоследствии общество было устранено от подобной деятельности. При новых неурожаях власть всякий раз горделиво заявляла, что она сама справится с «затруднениями».

Потом наступил «великий» раскол. Он есть и теперь.

Но надо понять одно. Нам грозит не холера, не чума, не голод, а нечто гораздо более ужасное, и притом – сотни тысяч Иванов и Петров уже вступили в полосу «трагических возможностей». Речь идет теперь не о том, как предотвратить войну, а как умалить ее бедствия, буде она настанет.

Мы хотим верить, что на такой шаг правительство решилось, предвидев все последствия. Но никакое правительство, даже самое совершенное, не в силах без помощи организаторской инициативы всего общества предотвратить те бедствия войны, которые могут и должны быть предотвращены.

Допустим, что опыт японской войны многому научил военную администрацию, что, скажем для примера, интендантство или Красный Крест поставлены значительно лучше. Но этого недостаточно. Даже те ужасные условия, в которых протекала японская война, не могут идти в сравнение с тем напряжением сил, которое потребует участие России в войне европейской. Теперь уже недостаточно того, чтобы интендантство не принимало плохих сапог. Важно, чтобы Россия производила достаточное количество этих самых сапог, чтобы они быстро и своевременно достигали своего назначения.

Я говорю о сапогах «символически». Всякий поймет какие неисчислимые требования предъявит к населению «всероссийское» войско.

Его питание, его лечение, охранение его здоровья и сил, забота о его покинутых семьях.

И все эти задачи возлагаются на мирное население, т.е. население, лишенное лучших своих работников.

При таких условиях всякая «деятельная» единица на учете, всякая организованная ячейка – уже богатство.

Дезорганизованность общества ужасающая. И, повторяю, не по его вине. Но теперь не время плакаться. Так же, как в военное время, всякий «резервный батальон» развертывается в крупную боевую единицу, так же и теперь, всякая общественная ячейка, всякая организация, будь то не только земство, но даже самый с виду незначительный кооперативный союз, должны развернуться, напрячь все свои силы. Не будем говорить громких слов. Когда такие великие слова, как любовь к родине – становятся разменной монетой, они теряют свое жизненное значение. Еще Гоголь сказал, что злоупотребление великими словами превращает их в общие места, а общим местам никто не верит.

Итак, будем стыдливее и целомудреннее.

Вспомним об Иванах и Петрах. Они-то уж пошли под знамена, они уже выбыли из строя нормальной жизни, оставив позади себя своих жен и матерей. Уже всколыхнулась вся трудящаяся, загорелая Россия, Россия с мозолями на руках. Силою вещей она вовлечена даже не в политику, а в совершенно невероятную катастрофу.

И русское общество, не изменяя своим политическим взглядам, должно вместе с этими Иванами и Петрами нести великую тяготу, сделать все, чтобы организованно встретить грядущие события.

Легко сказать… но как это воплотить?

Здесь бесконечная ответственность правительства.

Оно должно снять путы с русского общества, чтобы граждане русские, желающие прийти на помощь своему народу в тяжелую годину невзгоды, не были связаны по рукам и ногам, чтобы организаторские силы государства были пробуждены.

Д. Философов.