Товарищ Маузер — человек и винтовка
История создания и службы самого массового стрелкового оружия Великой войны
Винтовка Маузер 98 занимает особое место в военно-технической истории не только Великой войны, но и всего XX века, став одним из символов идеального стрелкового оружия пехотинца. Она была создана выдающимся немецким конструктором Паулем Маузером в соавторстве со своим старшим братом Вильгельмом в конце еще предыдущего века, но почти полстолетия после этого находилась на вооружении армий не только Германии обоих рейхов, но и еще нескольких десятков стран, включая и Россию, как царскую, так и советскую. А различные гражданские модификации Маузер 98 и сейчас пользуются большим успехом. По самым скромным оценкам, в разных вариантах и под разными названиями было изготовлено в общей сложности несколько десятков миллионов этих винтовок.
В мире создавались, конечно, винтовки, которые в каких-то аспектах могут считаться удачнее «Маузера». Например, японская пехотная винтовка «Арисака Тип 38» имела лучший баланс, а русская знаменитая «трехлинейка» — винтовка Мосина — конструктивно значительно проще «Маузера». Однако успех оружия в целом определяется всегда по совокупности технико-эксплуатационных свойств, и по большинству из них Маузер 98 если вдруг и уступал другим, то совсем немного.
Тринадцатый ребенок
В судьбе Пауля Маузера, младшего из 13 детей оружейного мастера Франца Андреаса Маузера, запечатлена целая эпоха феерического расцвета Германии на рубеже ХIХ-ХХ веков. Пауль родился 27 июня 1838 года, а умер 29 мая 1914-го, и потому довелось жить в блистательнейший и лучший, бесспорно, период этнополитического бытия немецкого народа. Молодым 33-летним мужчиной он восторженно встретил немецкий триумф во Франко-прусской войне 1870-1871 годов, а умер, не увидев, к своему счастью, в какие чудовищные руины превратила землю, культуру и даже мораль Германии Первая мировая война.
Пауль Маузер с винтовкой
Жизнь Пауля Маузера — почти точный слепок (с поправкой на его природную техническую гениальность) с судьбы сотен тысяч мастеровых немцев, которые создали Германии почетную славу промышленного цеха Европы. Уже с 12 лет он стал помогать за верстаком отцу и четырем старшим братьям на оружейной фабрике в стенах старого Августовского монастыря в Оберндорфе. Его работа была столь хороша, что с 14 лет Паулю стали платить за выполненные заказы как взрослому ремесленнику.
После призыва в армию Паулю посчастливилось служить в должности артиллерийского механика на крупном Людвигсбургском арсенале. Здесь 23-летний оружейник получил возможность провести сравнение наиболее прогрессивных ружейных и артиллерийских систем того времени, понять специфику требований военных к использованию оружия в боевых условиях. В Людвигсбурге Пауль Маузер впервые пробует свои силы в конструкторской сфере: по его чертежам была изготовлена полевая казнозарядная пушка, которая сохранилась до наших дней и ныне выставлена в музее оружия в Штутгарте.
Когда армейская служба закончилась, Пауль Маузер вернулся в родной Оберндорф. За время его отсутствия оружейный клан Маузеров существенно ослабел: умер отец Пауля, старшие братья Йозеф и Генрих фактически ушли из семейного бизнеса, еще один брат — Франц — эмигрировал в Америку и стал работать мастером в оружейной фирме «Ремингтон».
Первый успех
Спасти семейный бизнес мог только действительно прорывной, инновационный проект в сфере военного оружия. Ведущие европейские державы стояли на пороге перевооружения своих армий на новый тип пехотной винтовки под унитарный металлический патрон.
Осмыслив наиболее перспективные тенденции в конструировании пехотного оружия, Пауль Маузер пришел к выводу, что только одна техническая идея гарантирует перспективность будущей винтовки: поворотный при запирании ствола, мощный затвор. Надежность действия этого затвора обеспечивалась витой боевой пружиной, скрытой в его стебле.
Своевременная помощь брата Вильгельма, а также финансовая поддержка представителя фирмы «Ремингтон» в Германии С.Норриса позволила Паулю Маузеру отправиться на стажировку в Бельгию, на лучший по тем временам в Европе оружейный завод в Льеже. Итогом этой поездки стало получение патента на оригинальные «маузеровские» технические решения. На их основе в период с 1867 по 1869 год была создана перспективная однозарядная винтовка калибра 11 мм, известная в оружиеведческой науке как модель «Маузер-Норрис М67/69».
Результаты комплексных испытаний новой винтовки Прусской королевской оружейной комиссией в Шпандау привели к первому впечатляющему успеху конструкторской фирмы Маузеров. Новая пехотная винтовка под металлический унитарный патрон калибра 11 мм была официально принята на вооружение объединенной германской армии под грифом «Маузер М.71». Королевская оружейная комиссия потребовала, правда, внести в конструкцию оружия некоторые изменения, усиливающие надежность.
Как отмечает в своем эссе о винтовке «Маузер» оружиевед В.Христич, критика и рекомендации комиссии в Шпандау затрагивали, в основном, устройство предохранителя. В феврале 1872 года, когда началось серийное производство винтовки «Маузер М.71», предохранитель был коренным образом доработан — фактически это повлекло изменение технической конфигурации всего затвора. В задней части стебля затвора был размещен надежный флажковый переключатель — при повороте на 180˚ он своим венчиком прочно запирал ударник, не позволяя стрелку ни выстрелить, ни открыть затвор. Эта конструкция предохранителя оказалась настолько удачной, что с этих пор стала характерной чертой всех более поздних винтовок Пауля Маузера.
Производство винтовки М.71 началось с крупного заказа, предоставленного военным ведомством Пруссии. Фирма братьев Маузеров в Оберндорфе стала переживать подлинный расцвет: уже к концу лета 1872 года в заводском цехе трудилось более 100 рабочих. Здесь же были установлены две новые паровые машины. В сентябре 1872 года первой партией винтовок «Маузер М.71» был торжественно вооружен фузелерский батальон 1-го полка прусской гвардии.
Прусский заказ послужил фундаментом для становления оружейного концерна «Братья Маузер и Ко». За каждую винтовку М.71, которую Пруссия и Бавария стали массово изготавливать на заводах в Вестфалии, Эрфурте, Данциге, Шпандау, Зуле и Берлине, на счет фирмы Маузеров стал поступать авторский гонорар. Крупные оружейные заказы размещались и за границей: в английском Бирмингеме было изготовлено 200 тысяч, а на австрийском заводе в городе Штейр — 240 тысяч винтовок. В 1876 году братья Маузеры выполнили заказ на 26 тысяч винтовок для Китая.
Маузер шагает по планете
Следующей ступенькой в конструкторском восхождении к классическому винтовочному архетипу «Mauser 98» стало создание модели «Маузер М.88» для армии Бельгии.
Во второй половине ХIХ века в среде военных экспертов ведущих государств Западной Европы разгорелась дискуссия о перспективности перевооружения европейских армий на многозарядные винтовки магазинных систем. Толчком для этого обсуждения стал успешный опыт применения в период Гражданской войны в США (1862-1865 годы) магазинных карабинов Спенсера и Винчестера. Оппоненты перевооружения европейских армий на многозарядные системы высказывали по существу только один, но весьма веский аргумент: многозарядная винтовка в руках малоопытного солдата станет инструментом бессмысленного разбазаривания дорогостоящих унитарных патронов. Излишне быстрая, беспорядочная, а значит, неприцельная пальба, указывали противники «многозарядок», приведет к колоссальной неэффективной растрате боезапаса, но не обеспечит усиление боевой мощи пехоты.
Винтовка Mauser M.98. Фото: Imperial War Museums
Черту под этой дискуссией в генеральных штабах Европы подвела, как ни странно, маленькая Швейцария, приняв 27 февраля 1868 года на вооружение 13-зарядную винтовку системы Ф.Веттерли, обладающую скорострельностью 20-25 прицельных выстрелов в минуту. Через год примеру Швейцарии последовала Австро-Венгрия, приняв на вооружение жандармерии и пограничных войск 8-зарядный карабин системы Ф.Фрувирта. Еще через несколько лет стала оснащать свои пехотные соединения «многозарядками» и Франция, где на вооружение была принята 9-зарядная винтовка Гра-Кропачека.
Усиление огневой мощи сухопутной армии своего основного противника в Европе было соответствующим образом оценено в германском Генштабе. С января 1879 года особая комиссия прусской стрелковой школы в Шпандау под командованием генерала Г. фон Шварцгоффа приступила к сравнительным испытаниям многозарядных винтовочных систем на предмет выработки технико-эксплуатационных параметров для перспективной германской магазинной винтовки.
В сентябре 1881 года фирма «Братья Маузеры и Ко» предложила свою новую многозарядную модель на основе уже освоенного в производстве «Маузера М.71». Новой моделью винтовки заинтересовался сам кайзер Вильгельм I, и в результате войсковые испытания и доводка винтовки были ускорены. Как только 2-тысячная опытная партия нового изделия братьев Маузеров успешно прошла полевые испытания в войсках, новая винтовка была принята на вооружение Германии под официальным грифом: «Пехотная магазинная винтовка 71/84 калибра 11 мм».
Вильгельм Маузер не смог порадоваться этому замечательному событию вместе с братом. С июня 1879 года и до февраля 1881-го он «пробивал» очередной оружейный заказ в Сербии. В конце концов договор с Белградом на поставку 100 тысяч винтовок «Маузер М.71» на 6 млн. франков был подписан, однако этот контракт стал для старшего брата последним. В Сербии Вильгельм Маузер сильно простудился, потом целый год проболел какой-то странной лихорадкой и умер 13 сентября 1882 года.
Сербские солдаты с винтовками Маузера в Белграде. 1915 год. Фото: Topical Press Agency / Getty Images / Fototbank.ru
Сербская армия высоко оценила боевые качества винтовки «Маузер М.71». Весной 1884 года из Белграда последовал новый заказ на еще 8 000 винтовок — теперь уже в магазинной версии М.71/84. Помимо этой поставки, еще 19 тысяч «маузеров» заказало королевство Вюртемберг.
Винтовка М.71/84 постепенно приобретала репутацию «неубиваемого» пехотного ружья. В феврале 1887 года фирма «Братья Маузеры и Ко» подписала крупнейший контракт с Турцией. Османская империя, претерпевшая накануне тяжелое поражение в войне с Россией, не стала мелочиться: турки заказали 550 тысяч винтовок и 5 тысяч карабинов на основе модели М.71/84 (так называемый «турецкий маузер М.87»).
За каждую винтовку Пауль Маузер назначил довольно высокую цену — 68 марок 80 пфеннигов, рассчитывая на полученные деньги быстро развернуть дополнительные производственные мощности. Однако собственными силами «переварить» огромный турецкий заказ фирме Маузера оказалось не под силу. Пришлось «поделиться» частью заказа с военным концерном «Людвиг Леве». Впрочем, кооперация с предприятием Л. Леве в конечном итоге пошла всем на пользу: заводские мощности субподрядчика позволили П. Маузеру освоить еще германский военный заказ на изготовление 425 тысяч винтовок новой модели М.88.
«Пачечная» винтовка «Маузер и Комиссия»
Новая модель Пауля Маузера, известная под официальным наименованием «Германская пехотная винтовка М.88», отличалась значительной оригинальностью. Винтовка обладала некоторыми характерными особенностями: двумя мощными боевыми выступами в передней части затвора, вращающимся выбрасывателем стреляных гильз, тонким стальным кожухом вокруг ствола, который предохранял пальцы стрелка от ожога при интенсивной стрельбе. Однако самым примечательным свойством этой модели стало так называемое «пачечное» заряжание, позволяющее резко ускорить процесс перезарядки и, соответственно, темп стрельбы.
Штампованная из тонкой листовой стали трапециевидная пачка, в которой, как в обойме, находилось 5 патронов, вставлялась сверху в магазинную коробку и удерживалась там специальной защелкой. Специальный подпружиненный подаватель каждый раз при открывании затвора ставил очередной патрон на линию досылания в ствол. По израсходовании всех патронов пустая пачка либо проваливалась в нижнее отверстие магазинной коробки сама, либо выталкивалась из него новой снаряженной пачкой.
Эта система перезарядки, впервые предложенная австрийским оружейником Фердинандом фон Маннлихером, вызвала в оружиеведческой литературе известную путаницу. Детище Пауля Маузера стали именовать системой «Маузер-Маннлихер», а подчас и просто «Маннлихер». В конечном счете, в самой Германии утвердилось, наконец, наименование «система Маузера и Комиссии». Слово «Комиссия» в официальном названии новой винтовки употреблялось в знак признания большого вклада Оружейной комиссии при пехотном управлении Генштаба Германии в оснащение винтовки П. Маузера новым патроном калибра 7,91 мм с бездымным порохом.
Патрон 7,91 мм, предложенный Оружейной комиссией, обладал отличными баллистическими качествами: бездымный порох, развивая давление в стволе около 3 000 атмосфер, сообщал пуле начальную скорость в 600-650 м/с (для сравнения: с дымным порохом та же пуля могла лететь со скоростью не выше 400 м/с).
Новая винтовка «Маузер М.88» вызвала значительный резонанс в военных ведомствах многих стран. Фирма Пауля Маузера получила заказ на основную пехотную винтовку для бельгийской армии (бельгийский «Маузер М.89»). Одновременно в содружестве с предприятием «Людвиг Леве» выполнялись заказы Аргентины (аргентинский маузер М.91), Испании, Эквадора, Колумбии и Боливии. Без всякого преувеличения можно утверждать, что винтовка Маузера в большинстве стран Латинской Америки в конце ХIХ века была вне конкуренции, несмотря на близость мощного оружейного производства США с его обилием самых современных систем.
Накануне Великой войны
Начиная с испанской версии карабина «Mauser» в конструкцию было введено ценное усовершенствование. Пауль Маузер навсегда отказался от «пачечной» системы перезарядки в пользу простого, очень надежного магазина с шахматным расположением патронов. Особую защищенность этому магазину придавало его расположение — целиком заглубленное в ложе винтовки.
Патроны из магазина поднимались вверх широкой пластинчатой пружиной и, благодаря шахматному расположению, то слева, то справа поочередно подавались затвором в ствол.
В общей сложности к 1896 году испанская армия получила из Германии 251 800 винтовок и 27 500 карабинов модели М.93. Примерно в это же время «испанскую» модель «Маузера» практически без изменений приняли на вооружение Китай, Парагвай, Чили.
В 1895 году Пауль Маузер продемонстрировал «испанскую» версию винтовки султану Османской империи. Реакция турок последовала незамедлительно: предыдущий заказ на «МаузерМ.90», по которому турецкая армия уже получила 280 тысяч винтовок, был переориентирован на новую систему с увеличением объема поставки с 550 тысяч до 700 стволов.
За год до начала ХХ века винтовку Пауля Маузера в широких масштабах «испытали» на полях сражений испано-американской и англо-бурской войн. Мнение всех участников сражений было одинаковым: винтовка «Маузер» как боевое оружие пехотинца превосходна. Лидер бурского национально-освободительного движения генерал Бен-Вильжен отмечал: «Винтовка Маузера очень заботливо выработана, она является наилучшей — как боевая винтовка и как винтовка для стрельбы в цель».
В 1896 году после интенсивных полевых испытаний винтовка под грифом М.96 была принята на вооружение шведской армии. Первые поставки в Стокгольм обеспечила фирма Маузера, позже производство М.96 под новый безрантовый патрон 6,5 мм было налажено по лицензии на королевском оружейном заводе «Карл Густав» в Элькильстуне, который выпускал это оружие вплоть до 1944 года. Почти одновременно со Швецией модель М.96 была поставлена на вооружение Бразилии, Мексики, Кубы, Боливии, Парагвая, Перу, Сальвадора, Уругвая, Чили. В Африке «Маузер М.96» поступил в пехотные соединения Трансвааля, Конго и Оранжевой Республики.
Германская империя в рамках подготовки к глобальному военному конфликту поручила фирме Пауля Маузера подготовить к массовому производству улучшенную в технологическом отношении версию уже прославившейся на весь мир винтовки. 5 апреля 1898 года, после внесения изменений в конструкцию и всесторонних испытаний, германский Генеральный штаб принял на вооружение 7,92-мм винтовку Маузера, присвоив ей официальное наименование «Пехотная винтовка 98». Ее конструкция стала своего рода синтезом всех предшествующих боевых и технологических улучшений.
Немецкие снайперы лезут на дерево, чтобы занять высокую точку для обстрела француских окопов. 1916 год. Фото: Paul Thompson / FPG / Hulton Archive / Getty Images / Fototbank.ru
8 августа 1904 года на новую модель М.98 последовал германский государственный заказ общим объемом поставок в 500 тысяч винтовок. Как отмечает оружиевед В. Христич, мощная государственная поддержка позволила Паулю Маузеру превратить свое производство в образцовый оружейный концерн. Производственную программу по выпуску винтовок «Mauser М.98» обеспечивали 3 тысячи рабочих и служащих, 2 тысячи станков, 7 суперсовременных по тем временам паровых машин, 2 гидротурбинные электростанции, несколько мощных локомотивов.
Апогей и смерть великого Маузера
Перевооружение огромной германской армии винтовкой модели М.98 обеспечило фирме «Маузер» и ее постоянному субподрядчику «DWM» (преемник «Людвига Леве и Ко») полную загрузку в течение многих лет вплоть до конца Великой войны. В содружестве с патронными заводами «DWM» Пауль Маузер перешел на новый стандарт безрантового 7,92-мм патрона для своей винтовки — на так называемую «S»-серию, оснащенную бездымным порохом нового состава и остроконечной пулей.
Новая структура пороха позволила увеличить общий заряд в патроне (не изменяя форму и объем гильзы), повысить давление в канале ствола до 3200 атм. и начальную скорость облегченной пули — до 875 м/с. В результате дальность прямого выстрела по поясной фигуре из винтовки «Маузер М.98» увеличилась с 305 до 413 метров, одновременно были увеличены настильность, пробиваемость и меткость выстрела на всех дистанциях.
Общественное признание заслуг Пауля Маузера в деле укрепления оборонного потенциала Германии получило в 1898 году свой политический эквивалент: он стал депутатом Рейхстага, а 14 июня 1902 года родной Маузеру город Оберндорф объявил его почетным гражданином.
Окруженный многочисленными домочадцами и соратниками по оружейному цеху, гений немецкой оружейной промышленности умер в Оберндорфе 29 мая 1914 года. Траур по Паулю Маузеру был вывешен на зданиях всех известных оружейных фирм мира.
Положение оружейной империи Пауля Маузера, невзирая на его кончину, было непоколебимым вплоть до конца Первой мировой войны. Новый заказ весной 1915 года на 800 тыс. винтовок увеличил уставный капитал фирмы «Маузер» с 2 до 10 млн рейхсмарок. Огромный объем военных заказов вынудил дирекцию фирмы полностью прекратить производство гражданского оружия. Вплоть до 1918 года фирма «Маузер» в основном работала на выпуск винтовок М.98, одноименного автоматического пистолета и военной амуниции.
В 1998 году компания Mauser провела в Германии ряд мероприятий, посвященных столетнему юбилею знаменитой винтовки, и в числе прочего был представлен специальный выпуск М.98 в количестве 1998 штук, полностью соответствующих по конструкции винтовкам первой партии военного заказа 1904 года. Каждая винтовка юбилейной серии пронумерована, начиная от номера 19980001 до 19981998, и снабжена специальным подарочным сертификатом.
Общее количество военных винтовок Пауля Маузера с «шахматным» расположением патронов в магазине (модели от М.93 до М.98), выпущенных заводами разных государств, с точностью определить невозможно. По оценкам разных специалистов подлинное число может находиться в диапазоне от 10 до 20 млн штук. Уже один этот беспрецедентный факт позволяет присвоить ружейному детищу Пауля Маузера почетное наименование «wolkgun» — народное ружье.
Подробнее http://rusplt.ru/ww1/history/tovarisch-mauzer--chelovek-i-vintovka-15128.html