Как пропаганда заполонила Швейцарию в годы Первой мировой войны



"Три девушки из Западной Швейцарии в весенних победных платьях" - открытка создана в Лозанне в 1916 году, что позволяет специалистам думать о том, что цвет платьев и слово "победный" выбраны не случайно.

(www.14-18.ch)

В годы Первой мировой войны внутренняя и внешняя пропаганда безжалостно эксплуатировала культурный раскол между жителями немецкоязычной Швейцарии и остальных регионов, и в стране разгорелась самая настоящая информационная война.

Ещё 2 500 лет назад древнегреческий драматург Эсхил верно подметил, что первой жертвой любой войны становится правда. Тем не менее, прежде систематические попытки повлиять на общественное мнение ещё никогда не достигали такого масштаба, как в 1914 году. Тогда крошечная Швейцария — нейтральный остров посреди враждующих государств — превратилась в поле боя информационной войны.

Легендарный народный герой Вильгельм Телль стал своеобразным символом в попытках спасти страну от раскола, угрожающего её национальному единству. Плакаты с его изображением  возвышались над царящими в стране разногласиями и взывали к чувству национальной солидарности.

«На первый взгляд интерес к Швейцарии может показаться довольно странным», — признаёт Александр Элсиг (Alexandre Elsig), один из кураторов выставки «В огне пропаганды: Швейцария в годы Первой мировой войны», ставшей первым совместным проектом бернского Музея коммуникации (Museum für Kommunikation) и Швейцарской национальной библиотеки.

«Но не стоит забывать о том, что это была первая война с использованием средств массовой информации как оружия, и завоевание международного общественного мнения имело огромную важность. И сторонники Антанты и центрально-европейских держав чётко понимали, что мобилизация общественного мнения также важна, как и мобилизация армии, поэтому было так важно заполучить нейтральные страны на свою сторону, особенно Швейцарию, которая оказалась в самом центре конфликта».

В годы Первой мировой Швейцария была не единственной нейтральной страной в Европе. Нейтральной политики придерживались ещё Испания, Бельгия, Норвегия, Швеция и Дания. Однако, по словам еще одного куратора выставки, Петера Эрисманна (Peter Erismann), характеризующее Швейцарию уникальное языковое разнообразие и её центральное расположение в Европе делали её просто идеальной «лабораторией для экспериментов».

Дабы привлечь нейтралов на свою сторону и убедить их в оправданности своих действий, обе воюющие стороны использовали все возможные способы распространения пропаганды  - начиная от газет, информационных бюллетеней и листовок и заканчивая кинофильмами, детскими играми и рекламой. «Именно тогда в первый раз людям пришлось испытать на себе эффект завуалированной пропаганды и скрытого давления», — сказал он в интервью порталу swissinfo.ch.

Напряженные отношения

Напряжение в отношениях между представителями различных языковых регионов Швейцарии нагнеталось уже с начала XX века. Носители итальянского и французского языков всё меньше ощущали связь с немецко-говорящим большинством, которое, в свою очередь, с восхищением смотрело в сторону своего могущественного соседа — Германии.

Воюющие стороны, в особенности Германия и Франция, хорошо знали о существовании внутренних трений в Швейцарии — напомним, «немецкие» швейцарцы поддерживали Германию, а «франкофонные» граждане Антанту — и стали эксплуатировать их для осуществления в стране пропагандистской войны, размах которой достиг невиданных ранее масштабов.

В итоге италоговорящие швейцарцы заняли позицию аналогичную их франкоговорящим соотечественникам. «Италия вступила в войну в мае 1915 года на стороне Антанты — чего никто не ожидал, — а в результате кантон Тичино занял критическую позицию по отношению  Германии, чему свидетельствуют газетные статьи и сатирические журналы, как например „Il Ragno“ (в переводе с итальянского - «Паук»)», — указывает Петер Эрисманн.

Александр Елсиг также отмечает, что большую долю информации население Швейцарии получало из газет. «Газеты были основным источником информации. Были ещё и иллюстрированные журналы и новостные хроники, которые крутили в кинотеатрах до начала сеанса, но письменная информация всё же преобладала».

В начале войны швейцарские газеты получали новости в основном из иностранных информационных агентств, которые и так уже сами подвергались государственной цензуре. Но в ходе конфликта враждующие стороны перешли к новой, более изощрённой тактике: а именно, они стали приобретать контрольные пакеты акций в швейцарских газетных изданиях и, как говориться, «управлять» содержанием газеты в выгодном направлении уже изнутри.

В результате происходящие события преподносились и воспринимались по-разному, в зависимости от того, по какую сторону «расколотой по культурному признаку» Швейцарии покупалась газета.

Например, когда 25 августа 1914 года немецкие солдаты разрушили бельгийский город Лёвен и сожгли его богатейшую библиотеку, франкоязычная газета «Tribune de Genève» назвала их действия «варварством», в то время как издание из Цюриха «Zürcher Post» упомянуло лишь о «предполагаемом» разрушении города. Немецкоязычная пресса вообще пыталась оправдать нападение на город, ссылаясь на мятеж бельгийских «партизан».

http://www.swissinfo.ch/rus/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8E-%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B-/40592876?rss=true