В Петербурге открыт памятник воинам Первой мировой войны


10 августа, в воскресенье, на мемориальном кладбище жертв политических репрессий «Левашовская пустошь» был открыт первый в России памятник репрессированным воинам Первой мировой войны.

Простой белый крест, надпись золотыми буквами: «Генералам, офицерам, нижним чинам русских императорских армии и флота, участникам Великой войны 1914-1918 годов, расстрелянным в годы террора и репрессий». Идея памятника принадлежит активистам центра «Белое дело» и центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, которым помогала радиостанция Петербургской митрополии «Град Петров».

Сказать, что памятник создан на народные деньги, - значит ничего не сказать.

- Мы сами не ожидали такого отклика, видимо, люди давно ждали чего-то подобного, и когда мы сказали, что объявляем сбор средств на памятник, буквально не нашлось человека, который бы не внес свою лепту, - вспоминает, координатор проекта Марина Лобанова. – Был один человек, который внес сразу половину суммы, кто-то давал тысячу, кто-то сто рублей, во всяком случае, мы собрали необходимые деньги невероятно быстро – всего за два месяца. Есть потрясающие истории – одна женщина, инвалид, которая всю свою пенсию отдает за уход в доме инвалидов, ей на руки остается рублей 300, не больше, и вот она эти деньги отдала на памятник: такие истории трогают до слез.

А вообще идея возникла как бы сама собой, из текущих дел.

Работая редактором на радиостанции «Град Петров», Марина Лобанова в течение нескольких лет освещала в своих программах и в других СМИ процесс восстановления могил участников Первой мировой войны на Смоленском кладбище в Петербурге.

- Скажем прямо, могилы не просто теряются, они уничтожаются, и если сегодня их не найти, не зафиксировать, не восстановить и не начать регулярно посещать, то через год не останется ни одной могилы героев Первой мировой войны, погибших на полях сражений. Мы знаем, что на кладбищах Петербурга с почестями хоронили многих военных, хоронили офицеров в склепах полковых храмов. Сегодня не осталось ни одного такого склепа, все останки погибших героев были просто выброшены. А сейчас то же самое происходит на кладбищах. Но если выбрасывание останков из полковых склепов можно считать богоборческими актами коммунистической власти, то сегодня могилы на кладбищах уничтожаются совершенно законно: администрация кладбищ имеет право использовать под новые захоронения те могилы, которые пришли в ветхость, которые больше не посещаются родственниками. К тому же, могилы погибших в 1914, 15, 16 годах – это, как правило, надгробия с крестами, и большинство крестов давно снесено. Если крест металлический, снести его могли и вандалы, а если каменный, то, скорее всего, они были срублены в рамках антирелигиозной кампании. Без креста на могиле остается одна «тумбочка», на которой обозначено имя, фамилия, чин: прапорщик, штабс-капитан, капитан, поручик, иногда полковник или подполковник, и написано, что геройски погиб в таком-то сражении в таком-то году. Эта надпись позволяет идти в архив и устанавливать биографию человека, обращаться к руководству кладбища и восстанавливать могилу, - рассказала Марина Лобанова.

Когда в России начались мероприятия, связанные со столетием Первой мировой войны, энтузиасты понимали, что будут установлены несколько памятников, может быть, даже хороших, но при этом могилы погибших воинов все равно останутся в небрежении.

- Вот если мы поставим памятники, но не вспомним реальных людей, не поинтересуемся, что стало с их могилами, это будет национальным позором. Мне кажется очень важным поддерживать те общественные организации, которые без всякой государственной помощи занимаются поиском захоронений воинов Первой мировой. А дальше возникает еще одна мысль – были люди, которые пережили эту войну, пережили революцию и гражданскую войну, а потом сделались жертвами террора, самые массовые расстрелы ветеранов Первой мировой пришлись, конечно, на 30-е годы. Вот где могилы этих людей?

По данным центра «Возвращенные имена» при Российской национальной  библиотеке, на Левашовской пустоши под Петербургом было расстреляно около 5 тысяч ветеранов Первой мировой войны. Марина Лобанова говорит, что ей и ее единомышленникам было важно, чтобы новый памятник был памятником конкретным людям, чтобы одновременно с его установлением были приведены в порядок могилы погибших воинов, чтобы в этой заботе отразилась благодарность этим людям. Сейчас, во время юбилейных мероприятий, произносятся высокие слова, например, о «нашем вкладе в войну». Энтузиасты, по собственному почину восстанавливающие память о погибших героях, считают, что 5-7% захоронений воинов Первой мировой, сохранившиеся в России, – это и есть «наш вклад в войну», вклад печальный и позорный. Памятник в Левашовской пустоши основан на подлинных фотографиях 1916 года – такие кресты устанавливались в это время. Причем белый крест сделан в человеческий рост – чтобы еще раз подчеркнуть человечность памятника, его обращенность к конкретным людям.

Это не просто памятник, это открытие белых пятен российской истории, - считает член петербургского отделения российского мемориального союза «Орден» Борис Туровский.

- Этот памятник открывает истинное лицо большевизма. Ведь когда коммунисты кричат о власовцах, они забывают, что они сами во время Первой мировой войны были на стороне врагов и финансировались врагами, действовали в интересах той же Германии. В России люди проливали кровь, а революционеры очень хорошо жили за границей за счет своих спонсоров, поэтому все сказки о патриотизме большевиков – это верх цинизма. Надо отметить, что во время Первой мировой практически не было памятников «неизвестному солдату», без вести пропавших было намного меньше, чем во время Великой Отечественной, потому что тогда раненых не бросали, их подбирали и увозили. Но этот памятник совсем другого рода – он установлен в память о тех, кто погиб уже от рук большевиков. В этом смысле он является первым памятником в России.

По словам координатора проекта Марины Лобановой, открытие памятника героям Первой мировой будет иметь продолжение.

- На Левашовской пустоши, бывшем расстрельном полигоне НКВД, сложилась уникальная традиция, которая отсюда распространилась и на другие места захоронений жертв политических репрессий: прямо на деревьях здесь стали вешать портреты расстрелянных людей. Это крупнейший расстрельный полигон и, соответственно, могильник на территории бывшего СССР, а в нашем городе, увы, очень мало людей знает о его существовании. И есть такая идея, что мы теперь на нашей поляне вокруг памятника тоже будем вешать портреты похороненных здесь героев, и это будет продолжением стихийно возникшей здесь традиции, на мой взгляд, очень ценной.

В церемонии открытия памятника участвовало около 200 человек. На обратной стороне памятного креста можно прочесть еще одну надпись: «Вы воевали за Россию, вас убивали вместе с ней».

http://www.svoboda.org/content/article/26523484.html