Причина поражения в Первой мировой-недоверие к мусульманам
Группа офицеров «дикой дивизии» перед Петроградской мечетью
Вчера в московском Институте мировых цивилизаций состоялся круглый стол на тему «Новый взгляд на исторические причины развязывания и последствия Первой мировой войны», посвященный 100-летию этого трагического события. В нем приняли участие политические и общественные деятели, ученые и эксперты.
Большинство выступлений было посвящено анализу «западного» (в смысле политическом) и «православно-христианского» ( в смысле духовно-культурном), аспектов прошедшей столетие назад войны. Единственным докладом, осветившим мусульманский аспект вопроса, стало выступление председателя общероссийского движения «Наша Россия», доктора философских наук, Камилжана Каландарова.
В своем выступлении г-н Каландаров отметил, что наиболее острыми проблемами, которые пришлось решать во время войны, были мусульманская и еврейская. И ни одна из них не была решена до конца.
Уже осенью 1914 года командование армии, указал докладчик, осознало, что необходимые масштабы пополнения армии вынуждают его отказаться от мобилизации исключительно православного, славянского населения. Первым выбор пал на мусульман. Однако выработанное в предшествующие годы недоверие к мусульманам с войной лишь усилилось. Это произошло потому,что Османская империя, считавшаяся главным защитником мусульман, выступила на стороне Германии и было опасение, что мусульмане перебегут на сторону турок. В конце концов , было решено, что последователи ислама будут служить только на европейском театре военных действий, а закавказских мусульман не будут призывать вовсе.
Российское мусульманское сообщество, насчитывавшее в те времена около 20 млн человек было неоднородным. На службу призывали в основном поволжских татар – наиболее ассимилированную в социальном отношении к русским группу. Из других этнических групп мусульман была создана так называемая «Дикая дивизия», сформированная уже 23 августа, на 90% состоявшая из добровольцев-мусульман – уроженцев Северного Кавказа и Средней Азии. Дивизию составляли мусульманские конные полки (каждый в четыре эскадрона) – 2 –й Дагестанский, Кабардинский, Татарский, Чеченский, Ингушский, Черкесский, а также Туркменский конный полк.
Характерно, указал докладчик, что «Дикая дивизия» не была строго «этнически мусульманской». Ее командиром был назначен старший брат царя великий князь Михаил Александрович, командиром Татарского полка – подполковник Петр Половцев,а его помощником подполковник Всеволод Старосельский. И таких примеров можно привести ни один. Кстати, из Татарского полка не было ни одного случая дезертирства.
В конце своего обширного доклада Камилжан Каландаров резюмировал, что, несмотря на всю славную историю участия мусульман в войне, на политическом уровне, видимо на должном уровне не была оценена значимость мусульманского фактора в столь драматический момент. Хотя, незадолго до войны премьер-министр России Сергей Витте многозначительно напоминал, что «Российскую империю созидала сила штыка армии – армии русской, но русской в общекультурном, а не моноэтническом смысле».
http://www.islamnews.ru/news-147368.html