Первая мировая стала революцией в артиллерии
Времена Первой мировой войны, столетие которой мы сейчас отмечаем, стали эпохой невиданного расцвета военной техники. Именно тогда были созданы и применены системы оружия, которые используются даже сегодня. Невиданное развитие в то время пережила артиллерия, которой пришлось пробивать путь пехоте среди неприступных укреплений из колючей проволоки.
Поскольку будущая война предполагалась маневренной и скоротечной, в соответствии с этой концепцией требовалось создать всего лишь одну пушку, пригодную для всех мыслимых случаев, которые могли себе вообразить тогдашние генералы. И первыми создали такое орудие французы в 1897 году, причем получилось оно весьма совершенным. Благодаря новому затвору и наличию противооткатных приспособлений тренированный расчет мог вести из него огонь со скоростью 25 выстрелов в минуту. Снаряды применялись как разрывные, так и шрапнельные, то есть начиненные круглыми пулями, взрывавшиеся в воздухе и предназначавшиеся для уничтожения пехоты. Причем дальность стрельбы шрапнелью составляла 6800 м.
Естественно, что не заметить такое орудие было просто нельзя, к тому же французы всем его активно предлагали, в результате чего очень похожее орудие образца 1902 года было принято также и на вооружение в России, где французский образец модернизировали соответственно принятому у нас калибру 76,2-мм и под соответствующие технологии. Снаряд у пушки, правда, был легче, чем у французской, но зато выше дальность стрельбы, а скорострельность настолько велика, что в армии ее прозвали "мотовкой" — с такой охотой она "глотала" снаряды, а за эффективность ее шрапнельного огня по пехоте — "косой смерти"!
Вес в боевом положении у французского орудия составлял 1100, а у нашего 1092 килограмма, так что маневренность у них была практически одинаковая. Интересно, что на первых образцах этой русской пушки не было щита. Так что в тех советских кинофильмах, где ее сделали участницей революции 1905-1907 годов и где она показана со щитком, это не что иное, как историческая ошибка.
Что было плохо, так это отсутствие к ней хороших снарядов. То есть шрапнели-то у нас хватало, а всего снарядов к 76,2-мм орудиям заготовили даже больше ожидавшейся нормы, вот только стрелять по окопам и рядам колючей проволоки шрапнелью было бессмысленно. Фугасных же снарядов к ней не хватало, из-за чего той же шрапнелью действовали, поставив ее "на удар", то есть, чтобы она срабатывала при ударе о землю. Однако вреда укреплениям противника такие импровизированные фугасы наносили немного. Плохими, вернее слишком короткими по времени горения, были и дистанционные трубки, вызывавшие подрыв шрапнели в воздухе. Из-за этого стрелять дальше пяти километров было нельзя. А так — да, это было во всех отношениях прекрасное орудие!
Кстати говоря, все это следовало бы знать и помнить военным консультантам и нашего советского, и современного российского кино. А то на экране командуют "Трубка… такая-то!", а взрыв снаряда после выстрела почему-то происходит на земле, а не в воздухе. Следует командовать: "Ориентир… целик вправо — два. Трубка — на удар!", однако в кино всего этого, как правило, не происходит и почему так, увы, никому неизвестно.
Интересно, что германцы на своем орудии калибра 77-мм образца 1896 года вначале вообще хотели сэкономить и отказались от противооткатных устройств! Но узнав о том, что сделали французы, германские инженеры срочно их добавили, так что пушка в итоге получилась и у них вполне современной, хотя и худшей, чем у французов и у нас. Из-за наличия раздельного заряжания (то есть отдельно снаряд и отдельно заряд в гильзе) у нее была ниже скорострельность. Основной вид снарядов — все та же шрапнель — имел наименьшую по сравнению с другими дальность огня, что объяснялось опять-таки конструкцией дистанционной трубки, не дававшей долгого горения. Но зато немцы позаботились об удобствах расчета: дело в том, что верхняя часть щита на нем имела мягкую обивку и могла откидываться вперед, образуя спинку для двух канониров, которые при перевозке пушки могли сидеть на ней перед щитом.
Австро-венгерская полевая пушка обозначалась как 8-см орудие М5. У нее было больше пуль в шрапнельном снаряде, но реально ее калибр составлял 7,65-мм, просто такое было принято у нее обозначение. Главное, чем они отличались от пушек других стран, был ствол, сделанный не из стали, а из пушечной бронзы, а так это было практически точно такое же орудие, как и все остальные. Досягаемость его составляла 7000 м. А вот фугасный снаряд содержал всего лишь 120 г амматола, из-за чего действие его было сравнительно невелико.
В Англии была 76-мм пушка (называвшаяся 13-фунтовой) в конной артиллерии. С началом войны ее отправили во Францию. По весу она не отличалась от нашей русской "трехдюймовки", но имела противооткатные приспособления не под стволом, как у других пушек того времени, а над ним! Скорострельность была также высокой, но снаряд самым легким, а дальность стрельбы ниже, чем у орудий ее противников, так что англичане переделали большую их часть в противоаэропланные. Интересно, что эта 13-фунтовая пушка до сих пор стоит на вооружении королевского эскадрона конной артиллерии и используется во время церемоний.
Внешне очень похожим на нее стало английское 18-фунтовое орудие, имевшее калибр 83,8-мм. На вооружение оно поступило в 1904 году, и к началу Первой мировой войны было главным полевым орудием британской армии. Правда, в ходе боевых действий в его конструкции обнаружили ряд недостатков, и его пришлось усовершенствовать, но англичане с этим справились. Причем большая часть 18-фунтовых орудий нового образца нашла свое применение уже во Второй мировой войне, а последняя такая пушка была снята с вооружения ирландской армии только в 70-х годах двадцатого века. Хотя дальность стрельбы этой пушки и не превышала шести километров, как впрочем и у других полевых пушек того времени, более тяжелый снаряд ее содержал намного больше взрывчатки, а в шрапнельном снаряде было намного больше пуль. Кроме того, ее скорострельность достигала 30 выстрелов в минуту, так что она буквально могла завалить вражеские окопы снарядами.
То есть у всех было примерно все одно и то же, и особых преимуществ никто друг перед другом в полевых пушках не имел. В ходе военных действий выявились их недостатки и были приняты меры по их исправлению. Так, немцы посчитали свое орудие недостаточно дальнобойным и увеличили на нем длину ствола, что подняло дальнобойность на целых три километра. Кроме того, орудие было поставлено на поддон, на котором оно могло поворачиваться на все 360 градусов, хотя это и увеличило его вес очень значительно.
Французы, чтобы усилить гаубичные свойства своей пушки, стали надевать на снаряды плоский диск, тормозивший их в полете, из-за чего крутизна траектории их полета возрастала. Но увеличивалось и их рассеивание, так что от этой идеи отказались. В России ствол пушки образца 1902 г. удлинили только лишь в 1930 году, и в таком виде она воевала и в Великой Отечественной.
У нас часто говорят о том, что царизм, дескать, был виноват в экономической отсталости России и, мол, поэтому на 10 немецких выстрелов мы отвечали одним! Но эта пропорция относится к снарядам тяжелых орудий, которых в русской армии действительно не хватало, а к "трехдюймовкам" снаряды из тыла поступали в основном в достаточном количестве.
Другое дело, что человеческий фактор свою роль здесь сыграл. Уж слишком, скажем так, "потребительски" относились армейские командиры к артиллерийской матчасти, из-за чего заявки на ведение огня по противнику пестрят такими вот странными фразами, не записанными ни в каких уставах: "два часа барабанного огня", "ураганный огонь" и даже… "огонь до красного каления ствола"!
Можно себе представить, во что превращалось орудие после того, как из него вели огонь до "красного каления", и многие комиссии на это указывали, но без особого, впрочем, успеха. Понятно, что при таком небрежном отношении к орудиям, их, сколько не выпускай, а все равно не хватит, точно так же, как и снарядов, если ими часами стрелять "барабанным огнем".
Понятно, что будь в русской армии тяжелая и очень тяжелая артиллерия, нагрузка на пушки-"мотовки" была бы несравнимо меньшей, но чего не было, того не было практически вплоть до самого окончания войны. Именно тяжелым орудиям тогда довелось пробить бреши в стенах из колючей проволоки, опоясывающих окопы противника, но это будет уже совершенно другая историяhttp://www.pravda.ru/science/mysterious/past/06-08-2014/1219880-motovka-0/