Одновременно с ожесточенными боями Германии против Франции, к несчастью для немцев, война развернулась и на восточном фронте.
С одной стороны, надо отдать должное российским солдатам, не боявшимся быстро вступать в бой, с другой стороны, такое решение диктовала ситуация на границах. Польши тогда уже не было, и Россия непосредственно примыкала к Германии и Австро-Венгрии, этот участок границы был длиной в 1770 километров. Большая часть Польши была включена в состав России, поэтому у страны образовалась часть, выступающая на 402 километра, с запада и северо-запада она граничила с Германией, а с юга с Австро-Венгрией. Столица Германии, Берлин, находилась всего в 290 километрах от западных границ России. С севера были земли Гогенцрллернов — легендарная Восточная Пруссия. Этот участок немецкой земли, шириной в 129 километров простирался на Восток и был зажат между Россией и Балтийским морем. Россия могла бы с легкостью отрезать все сообщение между этими землями и самой Германией.
Немцы планировали, что на завершение мобилизации и сосредоточение сил для удара России понадобится от шести до восьми недель, поэтому и не подвели достаточное количество войск к восточному фронту. Факты свидетельствуют о том, что это был просчет со стороны немцев. Как же так получилось? Разрабатывать план военных действий русским помогали французы, по мнению которых важнее всего была стремительность действий.
Еще в 1911 году начальник генерального штаба французских войск внушал командующему российскими войсками мысль о том, что им необходимо атаковать самим. Офицерам российской армии, ещё до конца не отошедшим от позорной русско-японской войны тоже нравилась идея наступать первыми. Сам русский царь сказал: «Мы нанесем удар в самое сердце Германии, Берлин — общая цель для наших двух стран. Другое нас не интересует!»
Наступление немцев на западном фронте в начале войны напугало французов. 5 августа 1914 года, на третий день после того, как Германия объявила войну Франции, французский посол нанес визит российскому императору, и откровенно сказал ему: «Прошу Ваше Высочество приказать войскам немедленно перейти в наступление, иначе французская армия будет обречена». Император ответил, что благодарен Франции за неукоснительное соблюдение соглашения, их преданность будет непременно вознаграждена.
Верно говорится в пословице: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Франция уже дала России в долг более 10 миллиардов золотых франков. Это вложение оказалось невыгодным для Франции, так как после Октябрьской революции Ленин, размахивая руками, заявил, то не признает долгов царской России.
Но тогда правитель России радостно заверял французского посла: «Нашей первоначальной целью было истребление немецкой армии, для ее достижения мы не пожалеем ничего, и уже скоро доберёмся до Берлина».
Россия — колосс на глиняных ногах
Французский посол поверил российскому императору. По дороге в Зимний дворец он заметил отряд казаков, готовившихся отправиться на фронт. Увидев французского посла командир полка пригласил его провести смотр своих солдат, от чего посол не мог отказаться. Во время смотра командир крикнул: «Мы разобьём подлых немцев, отправим их короля на остров Святой Елены (куда в свое время был сослан Наполеон)!» После этого казаки ускакали, размахивая саблями, а французский посол преисполнился уверенности, что с таким сильным союзником Франции непременно удастся разбить Германию.
Сухопутные войска России поражали своим количеством. На действительной службе состояло 1,4 миллиона солдат, после призыва их количество увеличилось до 3,1 миллиона человек. Помимо этого, в запасе числилось более двух миллионов военнослужащих и таким образом общее число военных достигало 6,5 миллионов. В те времена сила и грозность казачества наводили страх и ужас.
По мнению французов, никто не был в силах устоять против этой мощи. Французы прекрасно помнят, что великий Наполеон проиграл именно из-за того, что решился напасть на Россию.
Помимо французов на Россию возлагали надежды также и англичане. Когда началась Первая мировая война, министр иностранных дел Великобритании сказал президенту Франции: «Россия богата ресурсами, даже если мы не станем ее поддерживать, то со временем немцы исчерпают все свои средства». Им ни за что не собрать достаточно средств или людей, чтобы оказаться лучше России. Одно упоминание о России приносило Англии и Франции успокоение, а Германии тревогу и беспокойства.
Однако на самом деле Россия была самой отсталой, дикой и жестокой империалистической европейской державой. Все боялись Россию, этого жандарма Европы, азиатского демона, который на самом деле мог лопнуть от любого укола. В России установилась наиглупейшая форма правления, которая вобрала в себя всю трусость, слепоту, хитрость и невежество. Царь Николай II был бездарным и недобродетельным человеком, который во всем слушался свою супругу, а она, в свою очередь, всецело доверялась советам мошенника Распутина (рассказ об этом человеке пойдет позже). Говорят, что она даже состояла с этим проходимцем в интимных отношениях.
Россия в те годы была похожа на убогую лачугу, которая могла разрушиться от любого стука в дверь. Что уж говорить о российской армии, где продвижение по службе возможно только при помощи взяток и связей. В чем же хороши русские офицеры? Они не отличаются ни в бою, ни в тактическом планировании, они играют в карты. Взятки нельзя передавать открыто, зато требуемую сумму денег можно проиграть в карты нужному человеку.
Военные министры — ничтожества
Военный министр Сухомлинов настолько увлекся одной 23-летней девушкой, что любыми способами пытался заполучить ее, поэтому совсем забросил свою основную деятельность, положив все усилия на то, чтобы добиться внимания этой юной особы.
Распутный старик был весьма искусным льстецом, поэтому пользовался особым уважением при дворе и считался военным специалистом. На самом же деле он ничего не смыслил в современной войне, считая, что все в ней решают сабли и копья, разговоры об огневой мощи вгоняли его в тоску, поэтому о современной войне он ничего слышать не желал. Военный министр говорил: «Какой война была, такой и осталась, что может в ней измениться, все эти новомодные игрушки поведут нас по неверному пути. Ученые используют их, чтобы выманивать деньги. Возьмите, например, меня, за 25 лет я не прочел ни одной книги по военному делу».
С 1908 по 1914 год на посту военного министра находился подобный Сухомлину неудачник. Можно себе представить, во что при нем превратилась русская армия. Когда началась война, в моду вошла фраза Кутузова «пуля дура, а штык молодец», к учению же о том, что победа в современной войне зависит от огневой мощи, стали относиться с презрением.
Россияне не хотели тратить силы на строительство заводов и производство снарядов и винтовок. После начала Первой мировой войны ежегодно не хватало около 3 миллионов винтовок. Страна не пожалела денег и купила у Японии винтовки Арисака Тип 38, которые вовсе не были современными, и в итоге так до России и не дошли, в отличие от российского золота, которое, согласно договоренностям, благополучно достигло берегов Японии.
Российским офицерам разрешалось применять телесные наказания к своим солдатам, среди которых сохранялась строгая сословная иерархия. В то время, как офицеры наслаждались изысканными яствами, запивая их водкой, солдаты довольствовались хлебом и водой. Именно поэтому во время войны офицеры опасались, что однажды им в спину прилетит пуля, выпущенная из мести.
Учения в российской армии были чем-то эфемерным, так как от еле собранных военных расходов почти ничего не оставалось, и многие солдаты не держали в руках оружия на протяжении всей своей службы.
Экипированы российские солдаты также были хуже немецких. России нахватало артиллерийских орудий, в особенности тяжелых.
Безусловно, были у российской армии и преимущества. Русско-японская война послужила для нее ценным опытом, в то время как немецкая армия не участвовала в сражениях со времен Франко-прусской войны.
Англия и Франция не обращали внимания на все эти недостатки российской армии, их не заботило, способна ли Россия победить в этой войне. Францию интересовало только одно, сможет ли Россия подобно огромному снаряду с грохотом обрушится на немецкую армию, когда та пойдет на Францию. Даже если российская армия будет полностью разбита, главное, что серьезные потери понесет и немецкая сторона. Этого для Англии и Франции было достаточно.
Главнокомандующий заплакал
Конечно, российский царь всего этого не понимал и надеялся получить пользу от этой войны.
После ее начала, император назначил главнокомандующим своего дядю, великого князя Николая, который был высоким, красивым и воспитанным человеком, снискавшим уважение критично настроенной молодежи. Почему? Не по причине своего таланта и заслуг, а из-за ненависти к немцам он виделся истинным патриотом и единственным героем в глазах молодежи. В отличие от императрицы, которая сама была родом из Германии, он был защитником России и вел борьбу с прогерманскими чиновниками и нечестными людьми при дворе. Его назначение на должность главнокомандующего российской армией получило одобрение в обществе.
К сожалению, этот человек только создавал видимость героизма. Узнав о своем назначении, он заплакал, осознав, что совершенно не способен справится с возложенной на него задачей, а знающих людей у него под началом практически не было. Начальник штаба Николай Янушкевич 44 лет, по словам военного министра был просто взрослым ребенком. Он нес службу в дворцовой гвардии вместе с Николаем II, и, можно сказать, был с ним братом по оружию, этим и объяснялось его стремительное продвижение по службе.
Несмотря на множество проблем в русской армии, великий князь Николай заверил французского посла, что на 15 день после приказа о мобилизации Россия начнет действовать. Для соблюдения этого обещания он повел две армии на восточную Пруссию, не дожидаясь, когда они будут полностью укомплектованы.
По сравнению с огромной русской армией, немецкие войска, защищавшие Пруссию, казались ничтожно маленькими. Их основной силой была восьмая армия, состоявшая из 4,5 корпусов и одной кавалерийской дивизии, а также кенигсбергского гарнизона, что в целом по численности равнялось одной армейской группе России.
Командующий восьмой германской армией 66-летний генерал-полковник Притвиц имел высокое место при дворе императора Вильгельма II. Он славился своим хорошим аппетитом в большей степени, чем военным талантом, за что и получил прозвище «толстяк». Высокое положение Притвица стало наградой за его лесть за императорским столом, к военному делу он не питал ни малейшего интереса. Начальник генерального штаба Мольтке считал Притвица ни на что не способным, и многие годы мечтал занять его должность, однако из-за неудачной шутки, которая запомнилась императору, он не смог воплотить своих мечтаний.
Абсолютным монархам не нужны талантливые люди, им нужны заурядные люди, готовые подчиняться. В демократических странах таким людям жилось бы несладко, ведь там бесполезно было бы льстить президентам и премьер-министрам, они сменяют друг друга, и становится просто невозможно рассказывать им всем одни и те же анекдоты.
Перенесемся сразу в 2012 год
Когда грубые крики казаков стали слышны по всей восточной Пруссии, немцы ощутили ни с чем не сравнимый страх. Изначально они хотели собрать основные силы и уладить ситуацию на западном фронте, они не ожидали, что варвары прискачут так скоро.
На рассвете 12 августа 1914 года первая российская армия под командованием полковника Ренненкампфа вторгается в Восточную Пруссию. 19 августа выступила вторая армия во главе с генералом Самсоновым.
В ходе наступления российская армия столкнулась с массой трудностей. Система материального снабжения оказалась недостаточно готовой для подвоза продовольствия и медикаментов; границы заросли лесами и кустарниками, а дороги дождь превращал в сплошную грязь, железные дороги были недостаточно развиты, и не доходили до границ, к тому же ширина российских рельс не совпадала с шириной немецких, из-за этого на границах приходилось перегружать все в другие вагоны, чтобы везти дальше на фронт. Все это заставило многих тыловых офицеров подумать, что мир переместился в 2012 год.
Английский военный атташе как-то говорил: «Когда российская армия отправлялась в путь, ей недоставало продовольствия, от чего серьезно пострадала строевая дисциплина, в войсках росло напряжение, они могли открыть огонь по любому летящему самолету, и даже обстреливали собственные машины. Старшие офицеры не имели представления о передвижении противника, они могли знать только о ближайших целях и не имели ни малейшего понятия о задачах первой армии».
Но еще более печальным было то, что Ренненкампф и Самсонов не ладили друг с другом и практически не общались. Причиной этому стало то, что этим двум людям было что припомнить друг другу.
Во время русско-японской войны войска под командованием Самсонова подверглись нападению со стороны японцев в угольной шахте, кавалерия Ренненкампфа была в тот момент совсем близко, но приказ об оказании помощи проигнорировала. В следующий раз они встретились на вокзале в Шэньяне, где поругались и подрались. Самсонову даже удалось уронить Ренненкампфа на землю.
Самое страшное, что это заметил один немецкий военный наблюдатель, полковник Хоффман, служивший в оперативном отделе восьмой армии. Он изучил эту проблему, возникшую еще во время русско-японской войны. Но в российской армии никого подобного этому наблюдателю не было.
По оперативному плану генерального штаба российских войск, первая армия должна была с севера отрезать сообщение немецкий войск с Кенигсбергом, а вторая армия — с Вислой, чтобы окружить и уничтожить восьмую армию на территории Восточной Пруссии и двинуться на Берлин.
Однако из-за того, что в маневренности российская армия уступала немецкой, у такого плана не было ни малейшего шанса на успех. Конечно, более вескими причинами были низкий уровень подготовки российской армии, недостаточная эффективность командиров и штабов, неполная готовность к войне, а также то, что знаменитые казаки были всего-навсего шайкой разбойников.
Автор: Юань Тэнфэй
Источник: https://inosmi.ru/social/20190502/245011318.html