Первая мировая война: причины и последствия

Первая мировая война: причины

Причины Первой мировой войны (1914–1918) современные историки видят в глобальном кризисе человеческой цивилизации, который был порожден разнообразными факторами.

Ключевыми из них являются:

Геополитические противоречия, порожденные несправедливым устройством мира

К началу ХХ века мир был поделен между большими империями — наиболее развитыми в экономическом и технологическом плане государствами.

Еще в конце XIX века на одной из международных конференций они сформулировали принцип, согласно которому за страной признавалось право владеть колониями, если она могла установить над ними эффективный контроль и фактически пользовалась их ресурсами.

Естественно, что противоречия возникали:

  • Между традиционными империями за право владеть той или иной колонией.

При малейших волнениях или беспорядках империи были готовы вступить в бой за контроль над территорией.

  • Между старыми империями вроде Британской, Французской, Российской и новыми — Германской и Японской.

Первые давно поделили между собой мир и эксплуатировали ресурсы колоний. Вторые только к концу XIX века обрели могущество и хотели его признания. Так, например, Германия проводила политику, которая называлась Weltpolitik — поиск места под солнцем, и заключалась в борьбе за перераспределение колоний.

  • Между колонизаторами и подчиненными народами.

Так, в Европе после Французской революции XVIII века восторжествовал принцип национализма — идеологии, которая представляла мир, поделенным на большие группы (нации), которые должны проживать на собственной территории.

А немецкий философ Гегель сформулировал идею о том, что в мире есть «исторические» и «не исторические» народы. Первые живут в собственном государстве, а вторые вынуждены сойти с исторической арены. В роли «не исторических» оказались народы, входившие в состав империй: чехи, словаки, поляки, украинцы и другие.

Естественно, народы, объявленные «не историческими», ощущали себя нациями и стремились к созданию собственных государств. Так принцип национализма вступал в противоречие с империалистическим делением мира.

Симптомом обострения геополитических противоречий стали многочисленные конфликты, проходившие накануне Первой мировой войны: два марокканских кризиса, две балканские и итало-турецкая войны.

Кризис культуры, порожденный переходом к индустриальному обществу

Многие историки считают, что Первая мировая война не в последнюю очередь следствие кризиса западной культуры.

Так, с переходом к индустриальному обществу культура все больше реагирует на происходящие изменения. Например, философ Шпенглер пишет о закате Европы, Ницше — о необходимости переоценки ценностей и возможности эволюции от человека к Сверхчеловеку.

В обществе, основанном на индустриальном производстве, значение имеет не благородство происхождения, а собственные заслуги. Среди традиционных элит, которые гордились своим аристократическим происхождением, это вызывало ощущение гибели мира.

Атмосферу в Европе конца XIX века называют «веселым апокалипсисом», в котором царит невротический страх перемен и культ смерти. Самоубийства становятся настолько распространенными, что известный ученый и будущий президент Чехии Т. Масарик одну из своих монографий назвал «Самоубийство как общественное массовое явление современной цивилизации». Культура рубежа веков жила предчувствием катастрофы, а некоторые исследователи полагают, что и спровоцировала ее.

На смену обществу, основанному на строгой социальной иерархии, приходит массовое общество с всеобщим избирательным правом и образованием. Бесправные когда-то массы получают доступ к культуре и право принимать важные решения.

Проблема заключается в том, что в массовом обществе действует закон, который американские исследователи назвали «закон малинового джема». Культура становится проще, чтобы быть более доступной массам. Поэтому в европейской литературе процветает культ действия и своеволия, которые становятся важными характеристиками героя. Для такого персонажа война — лучшая возможность проявить все свои качества.

Научный и технологический прогресс

Первая мировая стала войной высокотехнологичной, которая велась не только на земле, но и на воде, под водой и в воздухе. Совершенствование вооружений рождало среди военных уверенность в быстрой войне. Рост военных бюджетов и численности армий привели ведущие державы мира к необходимости договориться о новых правилах ведения войны.

В конце XIX и начале ХХ веков в Гааге проходят две мирные международные конференции, результатом которых стало принятие конвенций о законах и обычаях войны. Фактически на этих конференциях будущая война приобрела легитимную основу. Если раньше при ведении боевых действий стороны полагались на традиции и благородство соперника, то теперь война стала предметом международно-правового регулирования.

Научные теории XIX века не только изменили картину мира, но и привели к становлению светского общества, которое отказывалось от традиционных религиозных представлений. Проблема состояла в том, что одновременно с этим происходит и дегуманизация представлений о самом человеке. Он больше не существо, созданное по образу и подобию Божьему. Дарвин заявляет о том, что человек — часть животного мира, Фрейд — о том, что им руководят бессознательные инстинкты, которые он полностью не может контролировать, а Ницше ставит диагноз: человек — это больное животное. В результате человеческая жизнь обесценивается.

Дарвинизм — одно из наиболее влиятельных интеллектуальных течений рубежа веков — предполагает борьбу за существование, в которой выживает сильнейший. Национализм верит, что такое соперничество должно проходить между нациями. Так война становится естественным инструментом политики, с помощью которого можно разрешить любые противоречия.


Источник: https://www.nur.kz/1764814-pervaa-mirovaa-vojna-priciny-i-posledstvia.html