Русские асы Первой Мировой войны
Русские асы Первой Мировой войны
Штабс-капитан А.А.Казаков — 17 побед (неофициально — 32) + 1 в Гражданскую войну
Капитан французской армии П.В.д’Аргеефф - 15
Капитан второго ранга А.П.Северский — 13
Поручик И.В.Смирнов — 12
Лейтенант М.Сафонов — 11
Капитан Б.Сергиевский — 11
Прапорщик Е.М.Томсон — 11
Штабс-капитан Е.Н.Крутень - 7
Прапорщик Г.Е.Сук — 7
Прапорщик И.А.Орлов — 6
Прапорщик О.И.Тетер - 6
Прапорщик В.И.Янченко - 6
Подполковник И.М.Багровников - 5
Лейтенант французской армии В.Г.Федоров — 5
Прапорщик Кокорин - 5
Прапорщик И.М.Махлапуу - 5
Прапорщик А.М.Пишванов - 5
Лейтенант французской армии Пульпе — 5
Капитан второго ранга В.В.Утгофф - нет точных данных
—————————————————————————-
Казаков Александр Александрович (1891-1919), величайший из русских летчиков-истребителей Первой Мировой войны, получил 16 боевых наград, в том числе 3 британских — орден «За боевые заслуги», «Военный крест» и крест «За летные боевые заслуги», и французский орден Почетного Легиона. Официально имел 17 побед (не считая большевистского аэроплана, сбитого в Гражданскую войну), однако по его словам, он не знал, сколько сбил самолетов на самом деле. На фотографии в книге у Казакова погоны полковника (русского). Был суеверен, всегда летал с иконой св. Николая. В начале войны служил кавалерийским офицером, обучился на летчика в конце 1914, первого противника («Альбатроса»-корректировщика артиллерии) сбил 18 марта 1915 — таранив его якорем на тросе (собственное изобретение). Однако поскольку Казакову самому пришлось совершить аварийную посадку, впоследствии он перешел к стандартной тактике — заходя снизу в хвост противнику. 20 августа 1915 назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного Корпуса, в 1917 — командиром вновь созданной 1-й истребительной группы, состоявшей из 4 эскадрилий. На хвостах всех самолетов группы были изображены черепа с костями. Группа прекратила существование в конце 1917, в результате подрыва большевиками дисциплины среди солдат. Летом 1918 Казаков и еще 34 русских офицера присоединились к британским частям, высадившимся в Архангельске и Бакерице. 1 августа 1918 Казаков получил звание майора Королевских ВВС и назначен командиром Славяно-Британского эскадрона. Казаков блестяще командовал эскадроном в течение года, но после того как британцы решили вывести свои войска из России, впал в уныние и 3 августа 1919 сел в свой самолет, взлетел, резко набрал высоту и спикировал в центр аэродрома. Он умер, не сказав ни слова.
д’Аргеефф Поль (он же Аргеев Павел) (1887-1922) родился в Крыму, переселился во Францию. В 1914 служил в звании капитана в 131-м пехотном полку французской армии, ушел в отставку после нескольких тяжелых ранений. После выздоровления вступил в ВВС и был послан в 1917 в Россию в составе французской эскадрильи. На русско-германском фронте сбил 6 самолетов, награжден орденами св. Георгия и св. Владимира. В 1918 вернулся на Западный фронт, за 5 месяцев сбил 9 самолетов. В одном из боев атаковал 8 германских самолетов, сбив одного из них. Умер во Франции.
Северский Александр (род. 1894) окончил в 1914 военно-морское училище, после чего обучался в военной летной школе. В 1915 направлен во 2-ю бомбардировочную эскадрилью Балтийского флота. 2 июля 1915 во время своего первого ночного вылета на бомбардировку, был сбит над Рижским заливом, при падении самолета взрывом боезапаса ему оторвало правую ногу. Зимой 1915-16 был инспектором авиапромышленности от Балтийского флота. Затем получил личное разрешение царя вернуться к активной воинской службе. Произведенный в звание капитана второго ранга, командовал бомбардировочной эскадрильей, затем был начальником истребительной авиации Балтфлота. В 57 боевых вылетах сбил 13 самолетов. В 1916 получил Золотое Георгиевское оружие за бой в одиночку против семи германских самолетов, при этом он прикрывал отход второго русского самолета, у которого заело пулемет. Северский сбил двоих, остальные вышли из боя. В сентябре 1917 был послан правительством Керенского в Америку в должности зампредседателя Русской военно-морской миссии, где и остался после октябрьского переворота. Работал летчиком-испытателем и авиаконструктором, писал на авиационные темы. В 1922 стал американским гражданином и основал свою авиафирму. В 1959 еще был жив.
Смирнов Иван Васильевич (1895-1956) в начале 1915 в звании унтер-офицера направлен в авиацию. К этому времени уже имел Георгиевский крест за бои в пехоте, был ранен. За два года сбил 12 самолетов, сам не был сбит ни разу. Дослужился до поручика. В ноябре 1917 был предупрежден своим механиком о запланированном большевиками убийстве офицеров и бежал в Англию, где стал майором британской армии. Во время гражданской войны был деникинским военпредом во Франции. С 1922 работал в голландской авиакомпании КЛМ. Активно летал до ухода на пенсию в 1949. Умер на испанском островеМайорка.
Сафонов Михаил, по прозвищу Орел Балтики, сбил 11 немцев в 1916-17.
Сергиевский Борис (род. 1888) обучился пилотированию в 1912, направлен в Императорскую Воздушную Службу. В 1914 закончил Киевский Политех. В войну получил 10 наград, в том числе орден св. Георгия. Командовал 2-й истребительной эскадрильей. В 1916 прошел курс в Военной Академии. После большевистского переворота бежал в Англию, стал капитаном британской армии, инструктором. В 1920 вернулся в Россию, вступил в Белую Армию, назначен начальником авиации 3-й Армии. В 1923 приехал в США, работал инженером и летчиком-испытателем в фирме Сикорского. В 1938 стал вице-президентом Вертолетной Корпорации Америки. В 1959 еще был жив.
Томсон Эдуард (1891-1917), выходец из Эстляндии, обучился летному делу в 1913 в Имперской московской летной школе Аэронавтического общества. В 1914 приехал в Германию на летные соревнования, с началом войны был интернирован в Берлине, бежал в Англию, затем вступил во французскую армию. Летал разведчиком. Был сбит и ранен. Весной 1915 вернулся в Россию, получил звание прапорщика. Сбит и убит в бою с несколькими Фоккерами.
Крутень Евграф Николаевич (1890-1917) окончил Киевский Политех. После окончания артиллерийского училища в 1912 получил звание подпоручика. С 1913 в авиации, артиллерийский наблюдатель. На фронте с сентября 1914, летал в ночные бомбардировки. Первая победа в мае 1916 — сбил «Альбатроса». В 1916 командовал эскадрильей, затем 2-й истребительной группой. Зимой 1916-17 был отправлен на Западный фронт изучать воздушную тактику французов и британцев. Написал 7 брошюр по тактике воздушных боев. Весной 1917 вернулся на Галицийский фронт, в июне 1917 разбился насмерть при посадке. Считается, что имел 15 побед, но большинство неподтвержденных — сбитые самолеты, упавшие за линией фронта, не засчитывались.
Сук Григорий Эдуардович (1896-1917) после обучения в московской летной школе в 1916 направлен в 9-ю истребительную эскадрилью. Примерно за год сбил 7 немцев, получил Георгиевские кресты всех 4 степеней. Сбит и убит на Румынском фронте 15 ноября 1917.
Орлов Иван Александрович командовал 7-й истребительной эскадрильей до середины 1916, в 1916-17 направлен во Францию, сбит и убит в России в июне 1917 в бою с 4 Фоккерами. 4 степени Георгиевского креста, автор одной из самых первых русских публикаций о воздушной войне («Методы воздушного боя»).
Тетер Ольгерд, латыш, учился в Рижском Политехе на химика. В начале войны добровольцем пошел в русскую авиацию. За шестую победу летом 1916 произведен из унтер-офицеров в прапорщики. Сбит и убит летом 1917.
Янченко Василий был известен храбростью и надежностью. Так, 7 июля 1917 во время патрулирования его самолет и самолет корнета Юрия Гильшера (известного тем, что летал без ноги) были атакованы 8 германскими самолетами. Самолет Гильшера был сбит. Янченко удалось уйти от немцев, совершить посадку рядом с обломками самолета Гильшера и достать его тело. Однако тот был убит.
Багровников Иван Михайлович командовал 9-й артиллерийско-авиационной эскадрильей, в Гражданскую войну воевал в Белой Армии.
Махлапуу Яаан, слесарь-эстонец, вступил в армию в 1916, переведен в авиацию в том же году. Погиб в аварии в июле 1917.
Пишванов Александр в июле 1917 сбил 3 немцев в течение недели, награжден орденом св. Георгия.
Пульпе Эдвард (1880-1916), сын латышского крестьянина, учился в Рижском и Московском университетах. Построил собственный аэроплан. В 1912 уехал во Францию. В 1914, в возрасте 34 лет вступил во французскую армию сержантом-пилотом. В 1915 атаковал 8 немцев и сбил 2. Летом 1916 отправлен на Восточный фронт. В июле сбит и убит в бою с 3 Фоккерами.
Федоров Виктор Георгиевич одержал все победы во Франции, хотя воевал и на Русском, и на Западном фронтах. Родился в городе Верный (ныне Алма-Ата), учился в Харьковском университете. Был членом РСДРП, в 1908 эмигрировал в Бельгию, затем во Францию. С августа 1914 воевал во французской пехоте пулеметчиком, в феврале 1915 ранен, 3 с половиной месяца в госпиталях. Летом 1915 перевелся в ВВС. Весной 1916 за 16 дней сержант Федоров сбил 4 германцев над Верденом, за что получил прозвище Русский Авиаказак. Ранен, произведен в лейтенанты и награжден Военным Крестом и Военной Медалью. В декабре 1916 послан в Одессу обучать русских летчиков. По собственной просьбе отправлен на фронт, затем вновь послан инструктором в Севастополь. В начале 1918 вернулся на Западный фронт. Погиб в 1918 на Западном фронте в ожесточенном бою с несколькими самолетами противника за линией фронта.
Утгофф Виктор был заместителем командующего воздушными силами Черноморского флота. Среди его наград — ордена св. Георгия, Владимира, Станислава и Георгиевский крест. Считается первым пилотом, взлетевшим с корабля во время войны. В июне 1917 едва избежал смертного приговора от матросского комитета авиатранспорта «Император Николай Первый» за то, что вопреки его запрету сбросил бомбы на немецкую подводную лодку, обнаруженную неподалеку от корабля. После Гражданской войны эмигрировал в США. С территории его фермы на Лонг-Айленде в 1924 взлетел первый самолет Сикорского, построенный в Америке. Утгофф служил в американской морской пехоте, погиб в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Источник: Air Aces Of The 1914-1918 War, edited by Bruce Robertson, made and printed in England, second (revised) impression, autumn 1959.
http://morpolit.milportal.ru/russkie-asy-pervoj-mirovoj-vojny/