Трагедия несостоявшейся победы


Трагедия несостоявшейся победы

Юбилей первой из двух великих войн ХХ века и в России, и в Европе отмечается с размахом. И тем не менее, есть ощущение, что в сложившемся каноне восприятия истории Отечества Первая мировая остаётся недооценённой. А ведь современники называли её Второй Отечественной, а ещё – Великой войной!

Чем осталась та война в народной памяти? Исторические судьбы сложились так, что во многом Первая мировая оказалась кровавым прологом к революциям и Гражданской войне. Февраль и Октябрь заслонили трёхлетнюю трагическую эпопею, в которой участвовали десятки миллионов русских людей. И всё-таки не стёрлись из памяти народной трагедия Самсонова, Брусиловский прорыв, батальные страницы шолоховского «Тихого Дона»... Так сложилась: развязка той войны не стала для России внешнеполитическим триумфом. Политическая система не выдержала испытаний великого противостояния. Страна раскололась. При воспоминании о Первой мировой у нас не возникает ощущения победы. Кстати, в этом году, весной, мы должны отметить другой юбилей – 200-летие взятия Парижа. Вот это был настоящий триумф Российской империи, царя Александра I, нашего воинства... А сегодня мало кто у нас помнит эту дату: 10 мая, капитуляция Парижа, победа в почти пятнадцатилетнем противостоянии с Наполеоном... Забытый День Победы!

В России всенародная объединительная идея не в лабораториях появилась. Эта идея – Победа. «Победа, слава, слава, слава!», - писал Суворов. Это праздник преодоления, решительного успеха, когда возникает ощущение, что сверх усилия и жертвы были не напрасны. Опыт Первой мировой – из другого ряда, не менее важного, хотя и не столь вдохновляющего. Тут – трагедия несостоявшейся победы, шеренги полузабытых героев.

Русская фольклорная традиция даёт примеры не только прославления победителей, но и оплакивания павших героев – достаточно вспомнить «Авдотью Рязаночку».

И память о воинах Великой войны, отдавших жизни за други своя, должна жить в веках, чеми порукой – храмы и памятники. Их гибель тоже не напрасна! Это - реквиемный мотив, но есть и маршевый! Потому что не менее важна для нас сегодняшних и память о подвигах самых доблестных героев Первой мировой, о чудесах отваги. Таких, как казак Кузьма Крючков, ставший прижизненно героем многочисленных плакатов и легенд. Он победил в неравном бою и стал первым кавалером «солдатского Георгия». Литературно обработанный рассказ храброго казака в те годы повторяла вся Россия: «Одиннадцать человек окружили меня. Не чая остаться в живых, я решил продать свою жизнь подороже. Лошадь моя послушная, подвижная. Пустил в ход винтовку, однако второпях заскочил патрон, а немец в это время рубанул по пальцам. Я кинул винтовку и взялся за шашку. Получил пару мелких ран. Почувствовал, что течет кровь, но понял, что раны не серьезные. За каждую расплачиваюсь смертельным ударом, от которого немец навеки ложится пластом. Уложив нескольких из них, я почувствовал, что шашкой стало трудно работать, подхватил их же пику и поодиночке ею уложил остальных. За это время товарищи мои одолели других. На земле было двадцать четыре трупа, а не раненные лошади в испуге носились вокруг. Товарищи получили раны, я получил шестнадцать, однако все пустых, уколы в руки, в шею, в спину. Моя лошадка получила одиннадцать ран, но я проехал на ней назад шесть верст».

Вот такой пласт героической истории Отечества. Разве можно от него отказываться, обкрадывая историческую память? Но тут важно воздержаться от новых политических перекосов – не устраивать Гражданскую войну между разными трактовками истории.

Не время выносить приговоры, сегодня куда важнее формулировать вопросы, связанные с трактовкой Великой войны. Подчас точный вопрос важнее велеречивого ответа...

Почему не устояла политическая система Российской империи? И в 1812-м году, и в 1941-м политических противоречий в России и СССР было не меньше. И тогда первые месяцы великого противостояния оказались для нашей страны катастрофическими. И тогда противник напористо вёл пропагандистскую войну. Наполеон всерьёз надеялся, что в трудную, роковую минуту император Александр окажется жертвой дворцового переворота. Надеялся, что под давлением Великой армии придворная элита предаст своего государя. Гитлер с не меньшими основаниями рассчитывал на раскол советской элиты, на распад многонациональной, лоскутной державы.

В 1917-м году Германии вроде бы удалось сыграть на политических противоречиях в стане противника. Но... к тому времени немецкие силы истощились, и позиции кайзера Вильгельма оказались шаткими. После Первой мировой революционная Россия не вошла ни в число победителей, ни в число проигравших стран. Ослабленная армия и экономика, разрушенные государственные институты – такой была Советская Россия в те дни. Необыкновенные контраст по сравнению с первыми месяцами войны... Страна разительно изменилась. Куда исчезло монархически настроенное большинство? И почему патриотический подъём первых месяцев войны после первых неудач сменился отчаянием?

Однозначные арифметические объяснения тут не помогут. Мы стараемся осмыслить историю Великой войны, не впадая ни в слащавый, ни в обличительный тон. Приведу слова Андрея Петрова, ответственного секретаря Российского исторического общества: «Герои прошлого, а в случае с Первой мировой войной приходится говорить "забытые герои", становятся и нашими героями, точнее, как мы полагаем, должны становиться. Преемственность – вот главная форма идентичности российской нации. Уроком войны является и то, что исторической необходимостью стала готовность к ответу на вызовы, противостоянию внешним угрозам. Необходимо отметить и важнейшую внешнеполитическую роль России, как гаранта стабильности, цивилизационного многообразия и незыблемости норм международного права».

Для внешнеполитической стратегии наследие Первой мировой – не химера и не фигура речи. Тут и мощный фундамент содружества трёх славянских народов, братьев по оружию – русского, украинского, белорусского.

И давние связи с Францией, и многое другое... Юбилей той войны – это не просто ритуал, это событие в международной жизни, своеобразная проверка на прочность былых связей. Проявим пассивность – и былые союзники быстро забудут о подвиге России...

Историю той войны интерпретировали по-разному – и это тоже зияющая проблема. Академик Юрий Петров не устаёт напоминать нам о разных трактовках ключевых событий тогдашней истории Европы. В советское время война рассматривалась исключительно как прелюдия к революции, как постыдная «первая империалистическая». Впрочем, и тогда выходили объективные исследования! Так, в 70-е годы Институт военной истории Министерства обороны издал двухтомник «История Первой мировой войны», который остается актуальным и сегодня. Не зря академик Петров предлагает дополнить и переиздать этот труд в рамках гуманитарных программ Постоянного комитета Союзного государства.

Из многих размышлений о месте Первой мировой войны в народном самосознании хочется выделить выступления Александра Ципко:

«Можно и нужно возрождать героику Первой мировой, ведь в тех сражениях солдаты погибали за свою страну... Но от идеологической проблемы мы никуда не денемся! Трудно возродить национальное сознание без восстановления исторической памяти... Следовательно, мы должны по-новому осознать историю и итоги Первой мировой войны. С точки зрения концепции, разработанной в Российском историческом обществе, мы должны отказаться от трактовок, принятых в советское время, "великий Октябрь" воспринимался как начало новой эры, как наша единственная Родина. Тогда государство ставило ясную задачу: формировать коммунистов. У нынешнего времени иные задачи.... Но забвение героики Первой мировой связано еще и с тем, что многие ее герои в Гражданскую переходили на сторону красных. Самый яркий пример – Брусилов, едва ли не величайший полководец того времени. Но множество других офицеров и генералов силком затягивали в Красную армию. Вплоть до того, что детей и жён брали в заложники. Вы, историки, должны об этом помнить. Сегодня предлагается не только реабилитация исторического подвига русского народа в Первой мировой войне.

Речь идёт о косвенной реабилитации героев белого движения. Это выводит нас на самую страшную проблему: как нам трактовать Гражданскую войну?

Мы не можем решительно встать на «белую» точку зрения, потому, что правда была за обеими сторонами. Но, как посткоммунистическая страна, мы не можем стоять и на «красной» стороне. К тому же истинные ценности России – христианские – а с этой точки зрения «белые», сражавшиеся в том числе и за православные идеалы прежней России, предпочтительнее, чем «красные», умиравшие за идею мировой пролетарской революции. Эта ситуация требует уникального, сложного решения. Как всё это совместить? Выход один: не говорить, что не было ничего ошибочного, что Первая мировая – это сплошь один героизм. А рассказывать об этом периоде, как о национальной драме». И переосмысление будет продолжено.

Да, это подлинная драма: ведь в той войне Российская империя спасла Европу, но не дотянула до Победы. Известно рассуждение Черчилля – непосредственного участника событий: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древний Ирод, пожираемая червями». Есть в этих рассуждениях правда. Линия русской истории в октябре 1917-го (а, возможно, и раньше, после отречения императора) разошлась с логикой великой войны. Трагедия? Несомненно.

Но в трактовке исторических событий следует избегать панических настроений и никогда не посыпать голову пеплом. Историю нельзя трактовать как книгу жалоб. В горниле войн и смут родился новый тип государственности, к которому не следует относиться пренебрежительно. В ХХI веке нам, по большому счёту, ничто не мешает примирить героику Первой мировой войны с советской цивилизацией. Нам полезен опыт каждой эпохи, несмотря на идеологические различия: нужно только научиться впитывать лучшее и бороться с болезненными симптомами.

Нередко приходится слышать скептические и даже насмешливые комментарии: дескать, в современной России даже символика представляет из себя «сочетание несочетаемого». Двуглавый орёл, трёхцветный флаг и советский гимн... Памятники Столыпину в Москве и коммунистические захоронения на Красной площади... Но всё это – история России, её разномастные образы. В своё время, приняв Христианство, Русь не отказалась от уважительного отношения к таким языческим князьям, как Рюрик, Вещий Олег и храбрый Святослав. Монахи-летописцы с уважением писали об их подвигах. Так и нам не следует перекрашивать историю в один монотонный цвет. Разнообразие только усилит нас, а конфронтация (в духе телепередачи «Суд времени») ослабит.

Будем внимательнее изучать историю Первой мировой, почитать героев той войны, но при этом не померкнет и слава Великой Отечественной. Героям не будет тесно в пантеоне русской славы.

Собирание героев прошлого – как собирание земель, дело благородное, а на Руси почитаемое с давних пор.

Что же теперь? Появятся новые памятники героям Первой мировой, выйдут в свет роскошные фолианты и капитальные научные исследования и массовые кинофильмы. Притяжение юбилейных дат с давних пор служит Просвещению. Хочется верить, что в массовом сознании Великая война обретёт заслуженное место. И наши студенты не станут путать Первую мировую с Гражданской войной...

http://www.stoletie.ru/voyna_1914/tragedija_nesostojavshejsa_pobedy_123.htm