Ревизия Первой мировой войны как подготовка к объявлению новой?
Ревизия Первой мировой войны как подготовка к объявлению новой?
© Фото: www.senica.ru
Сербский историк с мировым именем, директор Института балканистики Сербской академии наук и искусств (САНУ), дипломат, доктор Душан Батакович принял участие в научной конференции "Накануне Великой войны: Россия и мир", организованной "Российским институтом стратегических исследований". О несоизмеримости личностей Франца Фердинанда и Гаврило Принципа и возможных причинах объявления новой войны доктор Батакович размышляет в интервью "Голосу России":
- Большинство книг, появляющихся в англо-саксонских и германских странах в последний год, направлено на то, чтобы совершить своего рода ревизию истории Первой мировой войны. Имеет место попытка ее зачинщиками объявить не Германию и Австро-Венгерскую империю (что, кроме всего прочего, прописано и в Версальском мирном договоре), а вернуться к старому тезису из межвоенного периода, который зародился в Германии в конце 20-х, а особенно стал популярен в эпоху Гитлера. Согласно этому тезису, виноваты в Первой мировой войне, прежде всего, Россия, а затем и Сербия, как утверждают некоторые, "разбойничье гнездо", которое поставило под угрозу мир в Европе.
Прежде всего, скажу, что не вчера начался этот процесс выставления России и Сербии очагами геополитической нестабильности: России - на глобальном уровне, а Сербии - на Балканах. Мол, они и сейчас, спустя сто лет, создают проблемы всему миру. С другой стороны, Германия сейчас - вновь сильнейшее государство Европы. Германские ученые, а также германисты в англо-саксонском мире пытаются переложить ответственность с Германии хотя бы на какую-нибудь другую страну-участника войны, если не на Россию, тогда хотя бы еще и на Францию.
- Правильно я понимаю, что ситуация сейчас в чем-то напоминает ту, что сложилась между двумя мировыми войнами?
- Тут можно провести некоторые параллели. В 60-е в Германии существовало очень сильное научное направление, возглавляемое выдающимся ученым Фрицем Фишером. В своей книге "Схватка за мировое господство" (Griff nach der Weltmacht) он убедительно доказал, что именно Германия толкнула человечество в первую войну мировых масштабов, желая перераспределить соотношение сил в мире, получить больше колоний и важных ресурсов. Фриц Фишер и его школа доминировала еще примерно 20 лет назад. Между тем, если вы сейчас в разговоре с кем-то, кто не является его учеником или последователем, выскажете мнение, что Фишер - великий историк, ваш собеседник сердито закачает головой. Важно отметить, что новых документов, объясняющих причины Первой мировой войны, нет. Значит, речь идет о попытке ревизии на основе существующих документов, а внимание переводится с конфликта сверхдержав, империалистических устремлений и крупных экономических интересов на отдельные личности, и, конечно, малые народы, например, сербов.
Крупный специалист по немецкой истории Крис Кларк недавно опубликовал книгу "Лунатики: Как Европа в 1914 году вступила в войну" (The Sleepwalkers: How Europe Went to War in 1914). В ней ученый утверждает, что после событий в Сребренице (спорный эпизод боснийской войны 1992-1995 годов, большей частью международного сообщества трактуемый как геноцид мирного мусульманского населения армией Республики Сербской, однако оспариваемый видными представителями сербской и российской научной мысли - прим. ред.) о сербах уже нельзя писать, как раньше: необходимо пересмотреть истинную сущность их национального движения, что дает возможность и для новых ревизий.В Сербии возникла очень серьезная полемика вокруг этой книги, потому, что Сербия выставлена главным виновником Первой мировой, а Россия виновата в том, что была ее главным защитником. Хотя мы все знаем, например, что первой войну начала Германия, что она объявила войну России и напала не на Сербию, а на Бельгию.
- Власти Республики Сербской, энтитета в составе Боснии и Герцеговины, судя по всему, не будут присутствовать на торжественных мероприятиях в Сараево, посвященных столетию Первой мировой. Как Вы понимаете это их решение?
- В Сараево будет большая научная конференция. Изначально, инициатива исходила от французской организации Centenaire. В Сараево хотят превратить эту конференцию в суд над Сербией, на примере Первой мировой войны объяснить генезис войны в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов. На это сербы из Республики Сербской отреагировали очень остро, так как абсолютно недопустимо, чтобы наукой злоупотребляли в низменных политических целях. С другой стороны, еще до того, как вопросом занялись французы, сараевские ученые во главе с профессором Хусниём Камберовичем начали готовить свою, альтернативную конференцию при помощи австрийцев и немцев. А соберет она только участников из государств, потерпевших поражение в Первой мировой войне. В этом смысле конференция не будет репрезентативной. Мы неоднократно обращали внимание французского посольства, обратим внимание и Берлина, и Вены, на то, что Сараево - неподходящее место для такой конференции. Да, там было совершено покушение на Франца Фердинанда, однако Босния была второстепенным театром военных действий, гораздо менее важным, чем, например, Сербия. С другой стороны, если эти конференции не способствуют своего рода примирению и поиску общих взглядов на некоторые явления, а вместо этого становятся причиной новых расхождений, тогда никому от них пользы не будет и с наукой ничего общего они не имеют. Мы в Белграде неоднократно предупреждали наших друзей, что конференция в Сараево не должна заронить новые семена раздора.
- Сербские и русские историки готовы дать научный отпор происходящему?
-Выступая в Москве, я привел одну очень показательную метафору того, что может случиться, если не будет адекватного, научно обоснованного ответа. В Сараеве готовятся вернуть на место памятник Францу Фердинанду, воздвигнутый в 1917 году (и снесенный в 1918 - прим. ред.). Его высота - 16 метров. Одновременно планируется вернуть мемориальный знак "Следы Гаврило Принципа" - небольшое напоминание о его героическом поступке 1914 года. (На том месте, где Гаврило Принцип стоял, ожидая эрцгерцога Фердинанда и его супругу, в свое время в бетоне были отлиты следы Принципа. Памятник был демонтирован в 1992 году - прим. ред.). А теперь задумайтесь, как будут выглядеть в сравнении огромный памятник оккупанту и следы на тротуаре. Абсолютно несоразмерно. Я призвал российское научное сообщество отнестись к этому вызову со всей серьезностью, и отметил, что недостаточно публиковать книги только на русском языке. Для того чтобы вывести дискуссию на более глобальный уровень, нужны публикации на английском, немецком, французском.
Мне показалось, что мои предложения вызвали определенный интерес, но я не могу дать свою оценку тому, насколько официальная Россия будет реагировать на все описанные мною тенденции. Меня, конечно, прежде всего, интересует реакция научного сообщества. Мне было очень важно еще раз услышать, что Россия была не готова к этой войне, не планировала ее и не желала. Война была навязана ей, как, впрочем, и Сербии.
Мы в Сербии все эти предзнаменования новой ревизии истории и новой демонизации нашего народа воспринимаем чуть ли не как подготовку к объявлению новой войны. Поэтому мы, насколько возможно, мобилизуем наш научный потенциал с целью не позволить, чтобы Сербия была представлена как мрачное балканское королевство, в котором живут одни террористы и убийцы. Думаю, эта картина не только не точна, но и создана специально, чтобы опять появилась возможность вести против Сербии опасную информационную войну. Сербская Академия наук под руководством академика Драголюба Живоиновича готовит большую научную конференцию в июне следующего года. Свой визит в Россию я использовал и для того, чтобы проконсультироваться с российскими коллегами, которые бы также могли принять участие в конференции. Также мы пригласили около 20 ученых со всего мира. По итогам выйдет сборник на сербском и английском языках.