Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович (1874—1948), русский философ. Происходил из знатного военно-дворянского рода. Родился в Киеве, в 1884—1894 гг. учился в кадетском корпусе, а в 1894—1898 гг. — в Киевском университете. В молодости пережил увлечение марксизмом, однако уже к началу XX в. перешел на религиозно-идеалистические позиции. С 1904 года Н.А.Бердяев, совместно с С.Н. Булгаковым, начинает редактировать, а затем и издавать журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». В 1909 г. принял участие в знаменитом сборнике «Вехи». Первая мировая война оказала серьезное влияние на мироощущение русского философа. Бердяев воспринял эту войну как свидетельство окончания гуманистического периода в истории человечества. Но именно в России он видел историческую силу, способную исполнить миссию христианского соединения человечества. В статье «Душа России» (1915 г.) он писал: «Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества… Мировая война, в кровавый круговорот которой вовлечены уже все части света и все расы, должна в кровавых муках родить твердое сознание всечеловеческого единства... И Россия, занимающая место посредника между Востоком и Западом, являющаяся Востоко-Западом, призвана сыграть великую роль в приведении человечества к единству». Для исполнения этой миссии, по мнению философа, русский народ должен был преодолеть присущие ему социальные и духовные недостатки, освободиться от «искажающего рабства у темных стихий». Октябрьская революция и выход России из войны были восприняты философом как «падение и бесчестье», которое «способствовало военным успехам Германии». В 1918 г. в предисловии к книге «Судьба России» он писал о том, что в случае продолжения мировой войны «всей Европе грозит внутренний взрыв и катастрофа, подобная нашей», в результате чего «после ослабления и разложения Европы и России воцарится китаизм и американизм, две силы, которые могут найти точки сближения между собой». В 1922 году вместе с другими русскими мыслителями Бердяев был выслан за границу на знаменитом «философском пароходе». В эмиграции он жил сначала в Берлине, а с 1924 года и до конца жизни — во Франции, в г. Кламаре под Парижем. В эмигрантский период им были созданы основные философские произведения, в том числе «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Царство Духа и царство Кесаря» ( опубликовано посмертно в 1951г.) и др.

Литература:

1.  Бердяев Н.А.Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.

2.  Леонтьева О.Б. Николай Александрович Бердяев: в поисках смысла истории. Самара, 1998.

3.  Н.А. Бердяев: pro et contra : Антология. /Редкол.: Д.К. Бурлака (пред.) и др. СПб.: Изд-во РХГИ, 1994.

4.  Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель. Нью-Йорк, 1952.