Правительственный вестник, 1915, 23 апреля, № 402

Телеграммы Петроградского Телегр. Агентства.

Боевые действия на западном фронте.

Официальное сообщение из Парижа от 21-го апреля, 3 ч. дня, гласит: «Атака германцев, предпринятая вчера вечером к северу от Ипра на британском фронте, отражена союзными войсками. В Аргоннах, близ Багателля, мы произвели атаку и отбили у неприятеля часть территории».

Официальное сообщение из Парижа от 21-го апреля, 11 час. вечера, гласит: «Наше продвижение в Бельгии в районе Стеенстрате продолжалось.. В Шампани, близ Босежура, германцами предприняты были три последовательные атаки, которые все отражены, причем неприятель понес чувствительные потери. В Аргоннах мы продвигались вперед. В Багателль нами обнаружены многочисленные трупы германцев, оставшиеся там после боев, происходивших 18-го апреля. Новая атака, предпринятая нами, позволила нам увеличить занятую нами часть Лепретрского леса».

 

Применение германцами ядовитых газов.

В телеграмме фельдмаршала Джона Френча относительно применения германцами ядовитых газов говорится: «Газы эти выбрасывались из особых трубок, находившихся в траншеях, и развивались также при взрыве снарядов, специально изготовленных с этою целью. Германские войска, шедшие в атаку под прикрытием этих газов, были снабжены специально предназначенными для этого респираторами. Все это указывает на продолжительную методическую подготовку в самых широких размерах. За неделю перед тем, при первом применении этого средства, германцы заявили в своем официальном сообщении, что английские войска прибегают к пользованию удушливыми газами. В то время, казалось, не было никакого смысла прибегать к подобного рода странным вымыслам, но в настоящее время ясно, что это сообщение являлось частью обдуманного плана и служит теперь доказательством решения германцев воспользоваться новым незаконным оружием. Оно свидетельствует, что германцы сами признавали незаконность этого средства и старались предупредить осуждение его в нейтральных странах, а, может быть, и в самой Германии. После первого применения неприятелем удушливых газов, этот способ маскирования движения войск облаками отравленного воздуха был повторен германцами как при наступлении, так и при отражении атак во всех тех случаях, когда направление ветра было благоприятно для них. Действие газа вовсе не ограничивается тем, что обессиливает противника или убивает его безболезненно, как это утверждает германская печать. Напротив, жертвы, отравленные газом и не погибшие на поле битвы, после доставления их в госпитали, испытывают острые страдания и большая часть их умирает медленной смертью. Оставшиеся в живых не могут считаться вполне здоровыми людьми, так как легкие, по-видимому, повреждены навсегда, и жертвы германских газов должны превратиться в вечных инвалидов.

Все эти результаты действия ядовитых газов, вероятно, хорошо известны германским ученым, предложившим этот новый род оружия, а также военным властям, которые санкционировали его применение. «Я держусь мнения, — доносит Френч, — что неприятель окончательно решил пользоваться этими газами, как обычным средством, и что всякие протесты в этом отношении окажутся совершенно бесполезными».