В 2014 году будет отмечаться столетие начала Первой мировой войны

 
Памяти жертв Первой мировой войны

Современники по праву называли её Великой войной. Она унесла миллионы жизней, изменила ход истории и перекроила карту Европы. Однако в СССР Первая мировая была фактически забыта, в официальной исторической науке она трактовалась как империалистическая и упоминалась только в контексте последовавших революционных событий.

Между тем миллионы солдат русской армии воевали и погибали не за империалистические интересы, а за своё Отечество. На полях сражений и в тылу наши соотечественники проявляли высочайший героизм и силу духа. Война дала талантливых полководцев и командиров, разработавших и осуществивших ряд победоносных операций. В ходе Первой мировой возникли новые подходы к ведению и обеспечению боевых действий. Важную роль в этой войне сыграли Железнодорожные войска. 


История Железнодорожных войск неразрывно связана с историей Российского государства, его Вооружённых сил. С момента создания в 1851 году военные железнодорожники вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности страны и развитие её транспортной инфраструктуры. 

В преддверии Первой мировой войны Россия существенно отставала от ведущих европейских стран по уровню развития железнодорожной сети. Например, в то время как в Европе количество дорог в две и три колеи находилось в пределах от 40 до 60%, в России двухколейных дорог на конец 1913 года было всего около 27%. Кроме того, имели место ошибки в стратегии развития дорог, проводимой в жизнь российскими властями в начале XX века. 

Но, несмотря на трудности, Железнодорожные войска буквально со дня вступления русской армии в войну активно включились в боевые действия. Успех достигался, несмотря на методы, использовавшиеся противником, который разрушал линейно-путевые, жилые и пассажирские здания, уничтожал стрелочные переводы, запасы рельсов, провода, взрывал мосты, туннели, мастерские, депо и т.д. 

Одно из наиболее значимых событий первого года войны – это то, что на фронтах, как с русской, так и с немецкой стороны, для огневой поддержки войск начали применять бронепоезда. 

В 1915 году российские военные железнодорожники активно совершенствовали такой приём борьбы с противником, как разрушение оставляемых железных дорог (и на своей, и на чужой территории). На помощь воинам часто приходила изобретательность. В частности, по предложению подпрапорщика Червяка был создан путеразрушитель в виде петли из рельсов, которая прицеплялась к паровозу. При движении петли, заводимой под два рельса, путь разрушался, рельсы деформировались и не годились для дальнейшего использования. Путеразрушитель получил название по фамилии своего изобретателя – «Червяк». 

1916 год для Железнодорожных войск ознаменовался значительным ростом численности (к концу года на фронте находилось 2600 офицеров и 130400 нижних чинов, объединённых в 40 железнодорожных батальонов и 7 коренных парков узкоколейных железных дорог). Основы плана кампании 1917 года государства Антанты приняли на 3-й конференции в Шантийи 15–16 ноября 1916 года и уточнили в феврале 1917 года на конференции в Петрограде. А 27 февраля (12 марта) в России в результате Февральской революции к власти пришло Временное правительство, которое в июне начало наступательную операцию войск Юго-Западного фронта, окончившуюся неудачей. 

25 октября (7 ноября) 1917 года осуществилась Октябрьская революция, и Советское правительство, заключив 2 (15) декабря с германской коалицией перемирие, приступило к переговорам. 

27 января 1918 года ВЦИК принимает решение о расформировании железнодорожных частей. Этим решением была поставлена точка в истории Железнодорожных войск России как «особой категории» специальных войск русской армии. 

Восстановить историческую справедливость, рассказать правду о Великой войне, её героях и битвах, сохранить национальную память России для потомков призван интернет-проект «Виртуальный музей Первой мировой войны». В его создании принимают участие Россотрудничество во взаимодействии с рядом государственных организаций, исторических обществ, архивов. 

Это будет первый мультимедийный, мультиязычный, интерактивный информационно-просветительский проект подобного масштаба в России. Виртуальный музей создаётся в соответствии с планом Организационного комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, под председательством Сергея Нарышкина. 

Олег Куприянов

http://www.oboznik.ru/?p=29966


Immediate Vortex